2 371
PSYCHOLOGIES №3

«Почему у меня пропал интерес к чтению?»

У меня очень серьезная проблема. Полгода назад я поняла, что у меня пропадает интерес к чтению. Раньше я могла читать абсолютно все, что попадет под руку, а сейчас нужно читать «Войну и мир», а я не могу. Скорость чтения снизилась буквально до 15 страниц в час, а раньше я могла и 100 страниц за час «проглотить». Это при том, что в четыре года я сама изъявила желание научиться читать. И много лет подряд я читала все, что привозил для меня папа.

В 5-7 классах русский и литературу преподавала замечательная учительница, книги читал весь класс без исключения. Все уважали педагога и ее литературный вкус (часто она давала книги для внеклассного чтения не по программе, а свои любимые, естественно соответствующие нашему возрасту и интересам). В 8 классе я переехала в другой город. Русский и литературу стала вести другая женщина, с которой у нас сразу возник конфликт: она считала, что моих знаний недостаточно, чтобы поставить мне «пять». И на уроках литературы она не рассказывала ничего про интересные книги или про жизнь писателей. Я просто перестала ее уважать.

В 9 классе отношения с ней более-менее наладились, я стала «дотягивать» до недосягаемой ранее «пятерки». Началась усиленная подготовка к ГИА. И в апреле-мае я подошла к ней с вопросом (на самом деле потому что мне больше не к кому было обратиться): «Н.Ю., я перестала читать. Почти совсем. Уже даже делаю орфографические ошибки, чего раньше не наблюдалось. Что мне делать?» «Саша, просто скоро экзамены. Я уверена, что это из-за нервного перенапряжения. После экзаменов это обязательно пройдет». Но уже прошло полтора месяца! И ничего не меняется, а может, даже стало хуже. Так почему же пропал интерес? И главное: что с этим делать? Я очень хочу прочитать некоторые книги, чтобы набраться личного опыта и составить мнение о великом произведении.

Александра, 16 лет


Вы в растерянности и не понимаете, что случилось: как девочка, всегда читавшая запоем, утратила интерес к чтению — и что с этим делать. Давайте подумаем о природе этого интереса. Возможно, что-то поймем и про его возвращение, ведь это для вас важно. Итак, вы рано и сами захотели научиться читать, много лет подряд читали все, что привозил папа. Потом у вас была прекрасная учительница, при которой читал весь класс.

Смотрите: первые лет десять вашего читательского опыта прошли под покровительством важных для вас людей, подбиравших круг чтения и умевших им увлечь. А дальше — переезд, другая школа, напряженные отношения с новой «литературницей», весь восьмой класс прошел для вас в этой борьбе, к девятому вы заработали не только пятерку, но и другое к себе отношение. Но тем временем интерес к чтению растаял, а скорость сильно снизилась, как будто источник «читательского драйва» иссяк.

Мне кажется, случилось вот что: когда-то вы читали при поддержке и с одобрения старших, и это было классно. Между прочим, не вы одна: в старой школе читали все. Так устроено, что до поры до времени мы нуждаемся в руководстве и поддержке своих интересов: в каком-то смысле, учимся для учителей и родителей. В восьмом классе вам непременно нужно было доказать, что вы — «сильная ученица», как говорили в школе в мое время (может, и теперь говорят). Это совсем другая история и другой мотив — не увлеченности предметом, а зарабатывания высокой оценки и серьезного к себе отношения.

Получилось, доказали. Фигура «старшего читателя» сильно изменилась, это уже не вдохновляющий покровитель, а строгий экзаменатор, пусть даже и благосклонный. А без этого «старшего читателя» вы пока еще обходиться не научились, поэтому образовалась своего рода пустота. Мне кажется, что в свой черед вы станете хорошим самодостаточным «человеком читающим», но это будет не возвращение прежнего интереса, а что-то другое.

Пока это «другое» подрастает, а вы приходите в себя после экзаменов, подумайте о том, как обзавестись кругом общения, который состоял бы из читающих сверстников или людей чуть постарше. Обсуждать прочитанное и подбрасывать друг другу хорошие книжки можно ведь не только с учителями, это одно из пожизненных удовольствий «человеков читающих».

А если в вашем классе на эти темы говорить не принято и народ озабочен только результатами экзаменов, собеседники найдутся в других городах и даже странах. Почему бы не основать виртуальный Клуб молодых книгоедов? Можно даже сделать вашу бывшую учительницу его почетным председателем, если уж на то пошло.


Задайте вопрос эксперту online

Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

Загрузка...
Psychologies приглашает
"ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТОКС: ВОСПОЛНИМ РЕСУРСЫ ДУШИ И ТЕЛА"

Полезное путешествие в Крым

Поехать со скидкой
новый номерФЕВРАЛЬ 2020 №48
165Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Мозг: меняем жизнь, меняя мышлениеМозг: меняем жизнь, меняя мышлениеКак было бы здорово, если бы был пульт, способный перематывать пленку жизни назад. Нажал на кнопку — вернулся в прошлое и поступил иначе, сделал другой выбор. Увы, такого пульта нет. Хорошая новость в том, что он и не понадобится, если мы научимся совершать правильный выбор в моменте. И это вполне реально. Как? Об этом мы рассказали на второй ежегодной конференции Psychologies Day, которая прошла 25 октября 2019 года. В этом досье мы собрали наиболее интересные статьи о возможностях нашего мозга. А через год, в октябре 2020, мы расскажем еще больше интересного! До встречи на Psychologies Day 2020! Все статьи этого досье
Все досье

спецпроекты