Яков Кочетков
Директор Центра когнитивной терапии в Москве, главный консультант частной клиники Уденсрозе в Латвии.
alt

– Что вы сейчас видите?

– Я вижу себя. Я стою рядом с мамой. Мама проверяет мои уроки. Затем она начинает кричать на меня.

– Посмотрите на себя маленькую. Что чувствует эта девочка? Чего ей не хватает сейчас?

– Я вижу на ее лице страх. Она думает, что у нее никогда не получится разобраться в математике. Мне кажется, ей не хватает простой поддержки, чтобы мама помогла ей решить задачу.

Нет, это не сеанс гипноза. Это часть психотерапевтической процедуры под названием «рескриптинг в воображении». Слово «рескриптинг» буквально означает переписывание. Пациент с помощью психотерапевта представляет себе сцену из прошлого, связанную с сильными негативными эмоциями. В которой он, будучи маленьким, чувствовал себя беспомощным, ненужным, плохим, испуганным, да мало ли что еще может приключиться с ребенком. Важно, чтобы эта сцена была связана с текущими переживаниями пациента, которые мешают ему жить. В примере, приведенном выше, это сильный страх перед рабочими задачами, перед ответственностью.

А дальше начинается самое интересное. Пациенту предлагается прожить эту сцену заново, но не-много иначе. Например, представить себя, взрослого, внутри этой сцены. И как взрослый он может высказать родителям то, что не мог высказать ребенком. Например: «Мама, прекрати пугать меня. Это никак не поможет мне лучше учиться, наоборот, я до сих пор боюсь, что ни с чем не справлюсь». А еще пациент может обратиться к маленькому себе со словами утешения и поддержки.

Эта техника оказывает большое влияние на так называемую эмоциональную память. Мы не перестанем помнить неприятные или травматические события, но можем изменить отношение к ним. Нейробиологические исследования показывают, что правильно примененный рескриптинг помогает переструктурировать память и снизить значимость травматических воспоминаний*. И тогда человек перестает чувствовать себя беспомощным перед сходными обстоятельствами в нынешней жизни. Более того, он может посмотреть на свои сильные переживания и мрачные мысли как бы со стороны, допуская, что они являются результатом негативного прошлого опыта.

Рескриптинг очень эффективен для работы с травмами детства. Но даже если вы не проходите психотерапию и у вас нет серьезных детских травм, иногда полезно задуматься – «Почему я так сильно реагирую?» И, может быть, вы разглядите маленького ребенка, которому требуется не критика, а одобрение и поддержка.

* E. Holmes, A. Arntz, M. Smucker «Imagery rescripting in cognitive behaviour therapy», Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 2007, № 38(4).