Надежда Лубяницкая
Ректор Московского института гештальта и психодрамы

Мои девочки не разговаривают уже четыре года. Младшая уеха­ла, созваниваемся по вайберу и телефону. Старшая живет в том же городе, что и я. Спрашиваю: почему не разговариваешь с сестрой? «Спроси у нее». Упрекает меня, что ту с детства баловали. Младшая говорит, мол, они сами разберутся. <…> Я скучаю по временам, когда мы были вместе и был жив их отец. Что я сделала не так? И как я могу их помирить?

Татьяна, 54 года

Задавая вопрос «Что мы сделали не так?», родители часто попадают в ловушку. Мы, как все мамы и папы, неидеальны. И мы все, безусловно, что-то делали не так.

С другой стороны, когда дети вырастают и нам не нравится что-то в их жизни, это вовсе не значит, что мы несем за это ответственность. Взрослый человек сам отвечает за то, что он делает с тем, что в него вложили родители, как с хорошим, так и с плохим.

Возможно, старшая дочка чувствовала, что младшую любят больше. Похоже, она обижена. Но не факт, что это было именно так. Хотя, возможно, мама не передала ей ощущение, что та любима не меньше младшей.

Как бы там ни было, сейчас вы с этим ничего уже сделать не сможете, кроме разве что того, что могли делать всегда: показывать, что любите обеих дочерей. И если старшая нуждается в тепле — давать его ей.

Я бы не пыталась их мирить, просто говорила бы о своих чувствах, о том, что вам очень грустно, потому что они не общаются. О том, что вы любите их обеих и скучаете по временам, когда вы были втроем или вчетвером. Не лезть в их отношения — мудро, ведь это правда их жизнь и они должны с ней разобраться, а нам остается только верить, что любовь мамы, заложенная изначально, все равно победит, они почувствуют, как близки друг другу. Но вы этим уже не можете управлять.