Екатерина Михайлова
Член международной Ассоциации групповой психотерапии и групповых процессов (IAGP)

Меня мучает чувство вины перед детьми — я недодала им в детстве любви. Мне кажется, именно поэтому дочь сейчас выходит замуж за ненадежного человека. Много лет они то сходились, то расходились. Будущий зять в постоянных поисках призвания. В периоды безработицы сидит на шее у дочери. Убедил ее в том, что он творческая личность, не признающая никаких границ. Но потом она забеременела, и он все же решился сделать ей предложение. Мне кажется, что она бросилась в его объятия, потому что я была плохой матерью, не уделяла внимания. Теперь она будет несчастна из-за меня.

Валентина, 57 лет

Не преувеличиваете ли вы свою вину? Судя по письму, спутник жизни дочери не идеален, даже, кажется, ненадежен, голову девушке поморочил изрядно. Но теперь она готовится к свадьбе и ждет ребенка. Не такой уж плохой конец у этой сказки, тем более что это еще далеко не конец.

Проблема, конечно, не у нее, а у вас: вам трудно поверить в счастье дочери. Скажу прямо: это вам не хватило искореженного бытом материнства, это у вас гиперответственность матери маленького ребенка затянулась на годы и годы. Взрослым детям не нужно, чтобы для них жили. А нам — да, нам хочется эмоционально участвовать в их делах, волноваться — хоть таким способом, но побыть вместе.

Предлагаю вам задать себе один вопрос: что хорошего может дочь испытать рядом со мной сейчас, когда мы обе — взрослые женщины? Другими словами, что вы можете сказать или сделать такого, чтобы после общения с вами ей жилось веселее и дышалось легче, а не наоборот? Если чувство вины вам дорого как память, можете считать этот новый проект искуплением вины.