«Я хочу, чтобы меня услышали»

Мы объясняем, уговариваем, просим, но все впустую. И тогда, даже если мы подбадриваем себя — мол, подумаешь, обойдусь, — заноза в душе остается. Почему так болезненно это ощущение «неуслышанности»? В обыденном представлении дело в том, что нас не уважают, не понимают, отвергают, не хотят помочь… Но причина глубже.

«Когда нас слышат, то тем самым признают, мы получаем право на жизнь, — размышляет психоаналитический психотерапевт Мария Федорова. — То есть другой человек подтверждает, что мы есть, что наши чувства, желания важны, что мы вправе быть собой. И наоборот, если нас не слышат, мы как будто не существуем».

Это горькое чувство многие испытывают еще в детстве. Увы, родители часто игнорируют чувства ребенка. Ту же горечь мы чувствуем и во взрослых отношениях, когда один из нас не слышит другого. «Получается, что только он может быть правым, только он может говорить, только у него есть желания и планы, — замечает психотерапевт. — Как будто если он услышит второго, то признает, что правда не на его стороне».

На самом деле услышать другого не обязательно означает согласиться с ним, отказаться от своей позиции. У каждого из нас может быть своя правда! И они могут (мирно) сосуществовать. Так, родственники Ирины поняли причины, побудившие ее переехать с детьми в другой город, хотя и не были довольны этим решением.

Я испытала облегчение, когда после полного неприятия нас услышали и поддержали

Если мы даем себе труд понять другого, наша жесткая позиция почти всегда смягчается. Нам становится легче договориться — как двум конфликтующим подчиненным другого нашего героя, Алексея. «Каждому из них казалось, будто второй ставит под сомнение его компетентность, — комментирует Мария Федорова. — Но стоило им представить себя на месте другого, как оказалось, что противоречия разрешимы».

А Марине пришлось бороться с отчужденностью, свойственной жителям мегаполиса. «Ей как новоселу сразу бросились в глаза проблемы, которые возникали постепенно, год за годом, так что ее соседи к ним уже привыкли. А привычное менять сложно», — отмечает психотерапевт. И добавляет: «Но ведь недаром, решив одну проблему, жители дома на этом не остановились, а продолжают обустраивать и украшать двор. Потому что, когда диалог все-таки возникает, это дает столько энергии!»

«Семья наконец приняла мой выбор»

Ирина, 37 лет, инструктор йоги

«Я хочу, чтобы меня услышали»

Два года назад на новогодние праздники я приехала к друзьям в Переславль-Залесский, и меня поразила тишина и сила, исходившая от этого места. А я очень устала от московской круговерти и понимала, что перестала слышать себя. Мне хотелось жить спокойно и осознанно. И я решилась: продала квартиру и построила дом в волшебном месте, на горке, откуда открывается потрясающий вид на Плещеево озеро и древний Никитский монастырь.

Отцы моих сына и дочки, бабушки и дедушки сначала встретили это в штыки: с ума сошла, все в Москву, а ты из Москвы, какое образование там получат дети?!! Я переживала: для меня важна гармония с близкими, я нуждалась в их благословении. Первыми сдались родители. Побывав в Переславле, они признали: ты права, детям будет лучше в маленьком городе, на свежем воздухе.

Постепенно смягчились и другие родственники, видя, что тут много возможностей: и хорошая гимна­зия, и детский клуб. Летом купание в озере, зимой катки и горки. Дольше всех сопротивлялась бабушка сына, но в конце концов сказала: я вижу, как он счастлив, наверное, вам там будет хорошо. Не могу описать, какое облегчение испытала, когда после полного неприятия нас услышали и поддержали.

«Я помог своим сотрудникам понять друг друга»

Алексей, 40 лет, ресторатор

«Я хочу, чтобы меня услышали»

Мне доверили управлять региональным рестораном. Скоро я заметил сильное напряжение между сотрудниками кухни и зала. От сбоев в работе страдали и гости. Утром попросил задержаться шеф-повара и менеджера и поинтересовался: что происходит?

Они быстро перешли на личности, но я уловил суть конфликта. Гости иногда просили что-то добавить или убрать из конкретных блюд, официант не мог отказать постоянным клиентам, а шеф-повар никак не соглашался отпускать блюда не по меню. Мне пришло в голову применить упражнение, которое я освоил на тренинге общения. Я взял два листа бумаги, поделил каждый пополам и озаглавил поля «Я» и «Он». Оставив открытым только поле «Я», попросил обоих коллег написать там пять своих характеристик, например: ответственный, трудолюбивый... А потом поменял владельцев и попросил заполнить поле «Он».

Нетрудно догадаться, что получилось: я — требовательный, он — деспотичный, я — хороший организатор, он — слабовольный. Я попросил их обдумать эти результаты, а вечером предложил шеф-повару поучаствовать в принятии заказов, а менеджеру — понаблюдать за работой поваров. На следующий день они оба не только признались мне, что поняли ситуацию, но и нашли способы ее решить. Упражнение подсказало им, что поменять в своей манере управления. Вы не поверите, но всего через три недели атмосфера в коллективе поменялась, работники начали улыбаться.

«Мне удалось объединить соседей»

Марина, 41 год, бухгалтер

«Я хочу, чтобы меня услышали»

Мы переехали в новую квартиру, и оказалось, что у нас во дворе нельзя ни припарковаться, ни с ребенком спокойно погулять. Все пространство было забито машинами из соседних бизнес-центров. Кроме того, по картам «Яндекса» двор числился проездной дорогой. И хотя его давно перегородили газоном, водители этого не знали и пытались через нас объехать пробки. Когда я говорила соседям, что нужно добиться установки шлагбаума, все отводили глаза.

Целый год я одна ходила по инстанциям и везде натыкалась на глухую стену. Руки опускались. Обидно было ужасно: мне что, больше всех надо? Неужели всем наплевать, в каких условиях мы живем? Не отступила только потому, что это не в моем характере. Потом вдруг надо мной сжалилась секретарь муниципалитета, пообещав помочь.

Я сама себе не верила: неужели меня кто-то услышал? Или это хитрый способ меня отфутболить? Но она помогла выйти на юриста и главу депутатов района, и дело стало чуть сдвигаться. А тут и жильцы внезапно заинтересовались, один подключился, другой, третий. У меня груз с души упал: я не одна! У нас есть маленькая, но команда! На общем собрании жильцов мы получили поддержку большинства, а мне устроили настоящую овацию.

Теперь у нас мало того что есть шлагбаум. Соседи охотно выходят на субботники, сгребают листья или снег, привозят и сажают деревья и кусты. Я так радуюсь, что есть вокруг люди, которым, как и мне, не все равно!