Лариса Харланова
Член Московской ассоциации аналитической психологии (МААП) и Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP)

У меня проблемы с восприятием действительности: все окружающее и я сам кажутся почти несущественными. Делаю что-то и живу на автомате. Примерно 2 месяца назад закончилось мое пребывание в психиатрической больнице с диагнозом «Деперсонализация». В нашем последнем разговоре психотерапевт сказал, что я не болен, что это мое свойство как «шута» так над собой издеваться. Но сам чувствую, что мне катастрофически недостает уверенности в себе. Навязчиво пытаюсь понять, кто я. Но, разобравшись, не принимаю свое видение, пытаюсь подобрать слова получше. Часто, когда думаю о своем теле или принимаю факт, что я смертен и времени на всякую ерунду нет, обретаю четкое восприятие, понимаю, где я, как надо жить. Но в этот момент становится страшно, что все так просто, чувствую уязвимость, будто не могу довериться себе в том, что могу и хочу так жить.

Артем, 21 год

Это же здорово, что психиатр не подтверждает диагноз, поставленный предварительно! Вы говорите, что мир кажется отделенным от вас и «несущественным». Вы признаете только психический мир: переживания и внутренние события. Конечно, такая установка затрудняет общение с людьми. У вас образовался дефицит в этой области, поэтому вам трудно обрести уверенность в себе.

Кроме того, вы описываете довольно серьезное недоверие к себе. Это мешает придерживаться какой-то принятой линии поведения. Конечно, такой способ жить парализует любые решения и не дает их осуществлять.

То, каких взглядов придерживаться и как жить, вы утверждаете на практике, буквально пробуя это в реальной жизни и собирая обратную связь, оценивая свои реакции. Люди — не роботы и не машины, которые можно запрограммировать. Люди все время сверяют установки с практикой.

Из вашего письма складывается впечатление, что вы боитесь признать свою конечность. Вас выписали из больницы, не подтвердив диагноз, но проблема осталась. Думаю, вам очень показана индивидуальная терапия: нужно понять, как образовался этот страх жить. Принимать свое тело и жизнь вокруг — значит принимать конечность всего. Отрицание ненадолго спасает от тяжелых переживаний, но мешает жить. Возможно, когда-то ваша психика отрицанием спасла вас от непереносимого переживания, но забыла вернуться назад — нужно ей помочь. В таких ситуациях, как у вас, необходимо постоянное и регулярное общение со специалистом. Сейчас, когда нет острого состояния, нужен кто-то, кто будет поддерживать и помогать, понимая суть вашего состояния.