Александр Покрышкин
Игровой терапевт

Каждый год перед 9 мая и 22 июня в школах вспоминают Великую Отечественную войну. В прошлом году у дочери случилась истерика: «А что, если начнется война?» Осенью их четвертый класс участвовал в линейке памяти Беслана — опять слезы. Почему другие дети нормально переносят такие события, а моей дочери это дается так тяжело? Я что-то сделала не так в ее воспитании? Зачем вообще из года в год рассказывать детям об этих трагических событиях?

Елена, 34 года

Елена, эмоционально переносить подобные мероприятия непросто — кто-то справляется с переживаниями, а кто-то нет, как ваша дочь. Но в этом точно нет ничьей вины. Это просто особенность восприятия.

Зная ее, вы можете написать отказ от участия в таких мероприятиях. Классный руководитель подскажет, как это правильно оформить. Или ваша дочь может с кем-то из взрослых подождать на улице весь класс, чтобы потом пообщаться с ребятами в другой обстановке и не отрываться от них, раз это важное событие.

Рассказ и обсуждение — часть проживания травмы, излечения от стресса. Но как мы рассказываем о войне и терактах? Насколько безопасно для всех участников, особенно детей, проходят линейки, спектакли? С погружением детей в сложную и болезненную тему нужно быть предельно бережными. Не стоит углубляться в кровавые подробности и буквально воспроизводить слова очевидцев. Лучше сфокусироваться на том, какая была оказана помощь.

Деликатный разговор с ребенком об этом может дать полезный ресурс. «Так бывает, к сожалению, что случаются теракты, военные действия. Но мы, вспоминая погибших, сочувствуем им и их близким. Мы объединились по всей стране в их поддержке. И это говорит о том, что мы можем противостоять злу, мы справимся с трудностями и будем жить дальше».

Дети узнают, что бывают разные тяжелые ситуации, в которых людям нужна помощь. И знают, что если ты попал в беду — тебе придут на помощь. Война, теракт — тяжелые события в истории страны, но и их можно пережить.