Юлия Тарасенко
редактор сайта, журналист, копирайтер
«Академия Амбрелла» как гид по детским психотравмам

ДОМ СТРАННЫХ ДЕТЕЙ РЕДЖИНАЛЬДА ХАРГРИВЗА

1 октября 1989 года по всему миру на свет появились 43 необычных ребенка. Необычных хотя бы тем, что еще накануне их матери не были беременны. Эксцентричному миллиардеру сэру Реджинальду Харгривзу удалось найти и усыновить семерых малышей.

От сверстников дети отличались не только обстоятельствами появления на свет, каждый в раннем возрасте демонстрировал незаурядные способности. Свое новое предприятие — то ли семью, то ли казарму, то ли пансион строгого режима — Харгривз назвал академией «Амбрелла» и принялся растить супергероев, способных однажды спасти мир от апокалипсиса.

Годы шли, воспитанники тренировались, очищали город от злоумышленников, попадали на страницы таблоидов и комиксов, а затем разбежались. Когда отец растит из тебя универсального солдата, а эмоциональная близость светит разве что с мамой-роботом и престарелым дворецким, шимпанзе, хочется поскорее повзрослеть и убраться из дома в полицейскую академию, в Голливуд, на Луну, в другую эпоху.

Неудивительно, что в эпоху выяснения отношений с токсичными родителями герои оказались такими

Но Харгривз внезапно умирает, его дети, которым он не дал имен, вновь встречаются в старом особняке, чтобы разобраться в обстоятельствах его смерти и продемонстрировать друг другу коллекцию душевных ран. Для зрителя начинается увлекательный аттракцион «собери психологический портрет персонажа из флешбэков», дополненный скачками во времени, динамичными драками и детективной интригой.

У каждого поколения свои супергерои, у тех — зло, которому они противостоят. Неудивительно, что в эпоху всеобщего выяснения отношений с эмоционально холодными родителями герои оказались талантливыми, но травмированными кидалтами, обреченными на одиночество нарциссами, чужаками, жаждущими любви.

Что касается зла, из абстрактного и безликого по мере развития сюжета оно превращается во вполне конкретное, с которым герои связаны родственными узами и общими детскими психотравмами.

«Академия Амбрелла» как гид по детским психотравмам
Кадр из сериала

ВОСПИТАННИКИ И ИХ ТРАВМЫ

1. Травма брошенности

В силу обстоятельств появления на свет и последовавших событий у приемных детей Харгривза наблюдается травма брошенности. На нее обречены дети, которых в раннем возрасте (до года) разлучали с матерью совсем или на долгое время, например, отправив в больницу или отдав в ясли. Отсутствие постоянного контакта с самым близким человеком заставляет испытывать сильную тревогу и страх. По мере взросления ребенка травма становится благодатной почвой для зависимостей и психосоматических расстройств.

Смерть Бена когда-то потрясла семью, превратив трещины в отношениях в пропасть

Наиболее ярко она проявляется у Номера Четыре, Клауса, эксцентричного, манерного, нервного, практически не просыхающего тусовщика. Его суперспособность — умение общаться с мертвыми, для человека, которого с детства преследуют покойники, он еще неплохо держится.

Один из ушедших людей, которые сопровождают Клауса, — брат Бен, Номер Шесть. Он умер много лет назад, но в нужный момент включает Патрика Суэйзи и спасает братьев. Его Смерть когда-то потрясла всю семью, превратив трещины в отношениях в непреодолимую пропасть. Он погиб подростком, но выглядит примерно как остальные сиблинги.

«Академия Амбрелла» как гид по детским психотравмам
Номер Четыре. Кадр из сериала

2. Травма отвержения

Опять же, в силу общих обстоятельств детства все семь героев были лишены материнского тепла и в более старшем возрасте: отец присутствовал в их жизни физически, но отсутствовал эмоционально, а забота о детях была перепоручена приходящим няням.

Ситуацию несколько исправила эмпатичная «мама-робот» Грейс, которую Харгривз создал после того, как Ваня истребила предыдущих мэрипоппинс. Грейс обладала всеми чертами идеальной матери, была запрограммирована любить детей и заботиться о них, но появилась в жизни воспитанников поздновато, во всяком случае, выражать свои чувства и находиться в близких отношениях у них получается не слишком хорошо.

Третья использовала суперсилу на трехлетке в кризисе, а кто из родителей поступил бы иначе?

Личная жизнь не ладится ни у кого из героев, в том числе у Номера Три, Эллисон, актрисы, у которой бывший муж отсудил опеку над дочерью. Эллисон управляет людьми, программируя их на нужные действия фразой «До меня дошел слух, что ты…». Услышав «слух», бандиты стреляют друг в друга, дочка послушно ложится спать (Третья использовала суперсилу на трехлетке в кризисе — а кто из родителей поступил бы иначе?), а продюсеры дают те роли, которых она иначе не получила бы.

«Изящно» выходит из положения единственный безымянный ребенок — Номер Пять. Он умеет перемещаться во времени и пространстве. Однажды, будучи подростком, он сбежал в будущее и застрял там на 45 лет неудачно: на месте привычного мира оказались руины, Пятый выживал в постапокалиптическом пространстве вместе с возлюбленной-манекеном. Технически в то время, когда зритель с ним знакомится, это 58-летний мужчина, запертый в теле 13-летнего мальчика.

«Академия Амбрелла» как гид по детским психотравмам
Номер Пять. Кадр из сериала

3. Травма лишения

В большей степени она выпала на долю Номера Семь, девушки со странным для русского слуха именем Ваня, «пятого биттла» в семействе. Строгий отец с детства убеждал девочку, что никакими способностями она не обладает и только и может, что играть на скрипке. А значит, ей не стоит проводить много времени с талантливыми сиблингами, участвовать в совместных тренировках и миссиях (таким образом она лишилась важной составляющей детства — общения со сверстниками).

Когда потребности ребенка игнорируются, он вырастает с «глухотой» к своим желаниям и отсутствием контакта с собственным организмом. Так, взрослая Ваня считает себя бездарной и не чувствует таящуюся глубоко внутри силу. Она пишет книгу о том, каково было расти бесталанной в известной на всю страну суперсемейке, чем закрепляет статус изгоя. Этот персонаж не так прост, как кажется.

«Академия Амбрелла» как гид по детским психотравмам
Номер Семь. Кадр из сериала

4. Травма предательства

Почти все дети Харгривза по мере взросления разочаровываются в отце. Исключение составляет Номер Один, Лютер, самый преданный сын. Он не покидает Академию, даже когда его братья и сестры разбегаются. В ходе одной миссии Лютер получает серьезные травмы, и Харгривз вкалывает ему сыворотку, чтобы спасти от смерти. Теперь гигантские руки и торс Первого покрыты густой шерстью, но он все равно благодарен отцу за спасение.

Впрочем, однажды настает и его черед разочаровываться. Наивный, исполнительный, по заданию отца Лютер без лишних вопросов отправляется на Луну и бездарно проводит там четыре года, как выясняется, зря. Эта капля переполняет чашу терпения великана.

«Академия Амбрелла» как гид по детским психотравмам
Номер Один. Кадр из сериала

5. Нарциссические травмы

В силу своих особенностей, раскрытых в комиксе, но не охваченных первым сезоном сериала, Реджинальд Харгривз не мог давать детям необходимой им душевной теплоты. Чтобы заслужить положительную обратную связь с его стороны, воспитанникам приходилось соответствовать стандартам, следовать набору правил.

Перенесенная в детстве нарциссическая травма приводит к тому, что во взрослом возрасте человек чувствует себя неполноценным, постоянно конкурирует с другими, не переносит критику. Наиболее ярко эта травма проявляется у Номера Два, Диего. Несмотря на свои тридцать, он все еще трудный подросток: вспыльчивый, импульсивный, не может смириться с первенством Лютера. За свой взрывной характер и неспособность подчиняться правилам он когда-то вылетел из полицейской академии и теперь борется с преступностью самостоятельно.

Лишенные в детстве заботы, тепла и примеров здоровых отношений между людьми, воспитанники Академии вырастают в сильных внешне, но эмоционально хрупких и одиноких и несчастных взрослых, которым предстоит разбираться с травмами. К счастью, в жизни почти всегда выпадает шанс все исправить, неважно, супергерой ты или нет.