Многим из нас хорошо знаком этот досадный парадокс: шкаф слишком мал, ничего в него уже не помещается, а надеть совершенно нечего. Что смущает нас больше всего в такой момент – недовольство собой, трудность выбора, зависимость от мнения окружающих? Узнаем, что думают об этом психологи и как решают проблему те, кто работает в области моды.

Вопрос ситуации

Мнение Екатерины Русаковой, руководителя PR-службы компании Finn Flare.

«Одежда полностью отражает наше эмоциональное состояние: если в душе полный порядок, то мы выбираем вещи не только модные и красивые, но те, в которых мы чувствуем себя комфортно. Мне кажется, что с возрастом женщины более правильно подбирают одежду и, примеряя новое платье в магазине, заранее проигрывают ситуации, в которых они будут выглядеть замечательно в этом наряде. Одним словом, надо уже на этапе примерки понимать, где это можно будет носить. Если вещь очень красивая и модная, но надеть ее не с чем или некуда, то лучше воздержаться от покупки. Иначе скоро шкаф превратится в склад бесхозных обновок».

Желание перемен

alt

«Выбирая себе одежду, мы выражаем свою индивидуальность: вещи, которые мы надеваем, всегда несут в себе некую непрямую, зашифрованную, завуалированную информацию о нас самих, – объясняет психиатр Катрин Жубер (Catherine Joubert). – И у каждого из нас бывают такие дни, когда желание измениться, стать кем-то иным говорит в нас особенно сильно: время от времени мы просто устаем быть собой». Именно в тот момент, когда мы ощущаем неудовлетворенность внутренним образом себя, возникает и недовольство его выражением – привычной одеждой, в которой еще недавно мы чувствовали себя вполне комфортно.

Глазами родителей

Уверенность (как и неуверенность) в собственных внешних достоинствах берет начало в первых годах жизни ребенка. «То, каким образом родители касались и ласкали младенца, становится первоосновой для принятия своего тела и гармоничных с ним отношений в будущем, – напоминает психоаналитик Анн-Мари Фийоза (Anne-Marie Filliozat), специалист по психосоматике. – И дело даже не в количестве родительских прикосновений, а в их качестве – в той мере искренности, нежности и любви, которую они несут». Невероятно важна и манера, в которой родители оценивали внешность ребенка: то, как мать воспринимала формы и грацию тела дочери, считала ли его привлекательным, нравилось ли матери девочку наряжать. «Отцовский взгляд играет ничуть не менее важную роль в процессе пробуждения женственности, – добавляет Анн-Мари Фийоза. – Маленькой девочке важно ощутить, что папа любит ее именно как девочку, а не как мальчика или просто собственного ребенка. Одежда (внимание к ней, одобрение сделанного выбора и похвалы в ее адрес) выступает особым посредником в передаче этого послания». И только потом, оттолкнувшись от этих первых «установочных» родительских взглядов, взрослея и определяя себя, девушка сможет найти свой собственный внешний образ.

То, что сразу понравилось

«В поисках удачного наряда важно руководствоваться главным правилом: вещь должна зацепить», – уверена Екатерина Кривцова, зам. генерального директора магазина Firmato&Scontato.

«Как показывает опыт, все то, что покупается по принципу «скидки, выгодно, хороший бренд, кто-то активно советовал», я потом не ношу. Предпочтение же всегда отдаю тому, что сразу понравилось, причем очень-очень. Ради этого я всегда готова пожертвовать комфортом и практичностью.

Как известно, основа гардероба – несколько базовых вещей: брюки, юбка, верхняя одежда, платье, обувь и сумка. На поиск этого гардеробного минимума может потребоваться время, но это оправданные траты, в том числе и финансовые, поскольку все последующие комбинации опираются на этот фундамент. Эти вещи должны отлично сидеть и полностью отвечать представлениям человека о собственном стиле. Джемпера, блузки, топы – то, что будет вносить новизну в образ, – можно приобретать более легкомысленно, поддаваясь моде и настроению. Такой подход к выбору одежды прагматичен и рационален. Но есть и другой – ограничиться платьями. Это прекрасное решение для тех, кто мучается по утрам вопросом «Что надеть?», имея перед собой полный гардероб. Платье не требует мучительного поиска того, с чем его надеть, оно самодостаточно. Цветные колготки, жакет или платок – и вот оно уже выглядит по-новому».

Сравнивая себя

alt

У многих из нас поиск гармонии между внешним обликом и внутренним восприятием себя может продолжаться годами или даже растянуться на всю жизнь. Отсюда и наше любопытство, желание сравнить: а как же с этим справляются другие? Брошенный в сторону, вскользь взгляд на улице, в офисном коридоре, кафе или автомобильной пробке способен в одно мгновение выхватить из облика другого некую восхитительную для нас деталь. «Неосознанно каждая женщина полагает, что именно другие могут владеть секретом того, как правильно и лучше одеваться, – продолжает Катрин Жубер. – Другие, но не она сама: здесь мы касаемся самой сути – вопроса о женственности, которой трудно дать четкое определение, вокруг которой многое вращается, и в то же время никто из нас не может быть абсолютно уверен в том, что обладает ею в полной мере. Мы копируем, заимствуем некоторые элементы одежды у тех, кто наделен, на наш взгляд, магией женственности, и присваиваем эти элементы себе, считая, что таким образом и сами причащаемся некоей сакральной материи, в которой так нуждаемся».

Некоторым хочется меняться, экспериментировать, находить свой образ вновь и вновь, под настроение каждого дня. Другие, наоборот, остаются верными стилю, выбранному однажды. «Женщина, которой удалось развить в себе достаточно чуткое и точное самоощущение, умеет выбирать одежду, в которой чувствует себя именно собой, – говорит Анн-Мари Фийоза. – Она знает «свои» цвета и формы, и ей комфортно жить именно в такой, определенного вида, одежде, так как у нее уже сложился вкус в отношении вещей, которые походят ей больше всего. Но в то же время такая женщина может с легкостью экспериментировать со своими стилем и образом, примеряя модные, неожиданные новинки, поскольку в наименьшей степени зависит от чужого мнения».

Проявить многообразие

Подобные эксперименты очень важны, поскольку позволяют вывести на поверхность, выявить глубоко скрытые стороны нашего внутреннего мира. «Вещи, какими бы они ни были, будят в нас качества, которые, возможно, до сих пор дремали, – утверждает психотерапевт Алин Дагу (Aline Dagut), ведущая мастер-классов по личностному росту. – Если я надеваю вещи с мягкими линиями силуэта, обволакивающие фигуру, я невольно становлюсь уступчивее и легче в своих словах и жестах. В то же время, если я облачаюсь в строгие наряды, во мне пробуждаются мои более твердые, жесткие черты. Суть в том, что в нас хранится невероятно много образов, и, меняя стиль своей одежды, мы позволяем им проявиться одному за другим».

Создавать гардероб планомерно

«Работу над созданием своего образа стоит включить в свой обычный распорядок дня – точно так же, как, например, уход за собой или посещение фитнес-клуба», – уверена дизайнер Лариса Калистратова, креативный директор бренда Personage.

«В свободный день, когда есть достаточно времени для того, чтобы спокойно и внимательно оценить свое отражение в зеркале, можно составить несколько комплектов в разных стилях: бизнес, casual, а также пару-тройку нарядов для выхода в свет. (Даже мне, у которой под рукой всегда находится моделей 150–200 из своих коллекций, приходится проводить перед зеркалом около часа в неделю, чтобы найти наиболее интересные сочетания.)

Чтобы не блуждать в растерянности по магазинам, выбирая одежду, лучше заранее подготовить список недостающих предметов или аксессуаров. При этом на распродажах лучше покупать классические вещи, которые будут актуальны всегда, а не только в уходящем сезоне. И никогда не покупать вещи неподходящего размера: чудодейственные диеты вряд ли оправдают ожидания, а комплекс неполноценности за это время появиться может. Сразу после покупки стоит перемерить все новые вещи дома в спокойной обстановке, чтобы окончательно определиться с тем, насколько они подходят, ведь срок возврата вещей всего две недели».

«Женщина по самой своей природе (вспомним хотя бы месячные циклы) склонна к постоянному самообновлению, – соглашается с ней социальный психолог Юлия Федотова. – Смена ролей, поиск себя и новых аспектов собственной личности – все эти возможности дает нам выбор одежды. Каждый наряд – это шанс увидеть и предъявить себя миру в новой ипостаси. Таких ролей может быть бесконечно много, а потому фраза «Мне нечего надеть» может означать: все те образы, что, условно говоря, висят в шкафу, человеком уже «пройдены», необходимо двигаться дальше».

Умение играть

Таким образом, чтобы чувствовать себя как можно более комфортно в своем теле – и, соответственно, в собственной одежде, – нужно освоить искусство с легкостью переходить от одного облика к другому, уметь ими играть, ощущая себя достаточно свободным как от недостижимых миражей идеального совершенства, так и от мнения других, от диктата общепринятых стандартов. И только тогда мы сможем открыть в себе множество желаний и тысячи возможностей выпустить в мир все те свои внутренние образы, которые только и ждут того, чтобы мы их проявили. И с пониманием встречать такие дни, когда все грани нашего «Я», немного толпясь и подталкивая другу друга, просятся на свободу…

Любить без оговорок

Мнение Ольги Хайкиной, зам. главного редактора журнала «Модный магазин».

«Нередко можно наблюдать, как девушки или юноши с прекрасными фигурами смотрятся нелепо в идеально подходящих им нарядах – и все потому, что чувствуют себя в них неуютно. И наоборот, можно увидеть людей, одетых странно, не по фигуре, но при этом выглядящих на все сто. Иногда, встретив девушку в каком-то невероятном сочетании цветов или фасонов, думаешь: нужно повторить. Но лично мне это не удавалось ни разу. Видимо, дело здесь не в цветах, а именно в ощущении себя, к которому стоит стремиться. Лишь полюбив себя без всяких «но», в любой одежде мы будем чувствовать себя – и выглядеть – идеально».