текст: Мария Ласточкина 

Как создать домашний гардероб

Как правило, мы прилагаем немало усилий к созданию гардероба «для работы» и готовы к значительным тратам, подыскивая себе наряд «на выход». Почему же мы не выбираем столь же тщательно и одежду, в которой ходим дома?
alt ФОТО CORBIS/FOTO SA  

Даже одежде для спорта (которую мы используем от силы пару раз в неделю) мы уделяем большое внимание – она должна и хорошо выглядеть, и хорошо сидеть… А вот домашняя одежда остается практически без внимания – как модной индустрии, так и самих ее владельцев. Почему? Этот факт, считает гештальттерапевт Мария Андреева, объясняется в первую очередь тем, что мы привыкли одеваться исключительно «для других». «При помощи одежды мы общаемся с окружающими: стремимся привлекать, располагать к себе или, наоборот, держать дистанцию, – объясняет она. – И мало кто задумывается о том, что ровно такой же эффект наш костюм производит и в отношении того, кто его носит. Причем влияет он на нас непосредственно – через ощущения тела».

Одежда – одно из самых первых изобретений человечества. За века человек почти до неузнаваемости изменил свое окружение, создав начиненные электроникой мегаполисы. Одежда же по сравнению с этими глобальными переменами изменилась удивительно мало. «В том числе и поэтому наше восприятие одежды связано с очень древними, архаичными слоями психики, – продолжает Мария Андреева. – Мы можем оценивать уместность, дороговизну, оригинальность костюма в первые минуты, когда его видим. Проделав эту оценку, наш разум просто перестает обращать внимание на одежду. Но ее влияние на окружающих и самого носителя разворачивается дальше – через эмоции, интуицию, минуя логический контроль». Самая первая, главная функция костюма – защита. И мы используем ее достаточно искусно, создавая себе своего рода «доспехи» для социума, для выхода в окружающий мир. Что же нам остается «для себя»?

Старые вещи

Всем нам знакома такая привычка: некоторые старые, разношенные вещи настолько нами любимы, что мы готовы носить их до полной ветхости – хотя бы дома, раз никуда больше их надеть нельзя. «Это можно назвать «удачной встречей»: они нравятся нам, мы нравимся себе в них, – объясняет Мария Андреева. – Мы настолько хорошо себя в них чувствуем, что не в состоянии с ними расстаться. Однако такая привязанность к старым вещам – мощный психологический «якорь». Надевая их, мы словно погружаемся в тот период жизни, когда вещь была еще «в работе». Кроме потребности в стабильности (такой объяснимой, такой человеческой) за этим может скрываться и страх, неприятие перемен. Приходя домой и надевая старую одежду, человек словно бы делает шаг назад, застревает в этом моменте, в пассивности».

 Одежда для дома – одежда для себя. Одежда для дома – одежда для себя. ФОТО CORBIS/FOTO SA  

Установки из прошлого

Но у привычки донашивать то, что «в люди надеть стыдно, а выбросить жалко», есть не только психологические, но и культурные корни. Как известно, в социалистическую эпоху основная ценность человека заключалась в его социальной функции. За человеком как индивидом, вне коллектива, особой ценности не предполагалось. «И многим постсоветским женщинам и мужчинам до сих пор свойственно относиться к себе по «остаточному принципу», – констатирует Мария Андреева. – В рамках советской идеологии заботиться о себе считалось каким-то неприличным эгоизмом. А покупать вещи для дома – это к тому же эгоизм бессмысленный и расточительный: «ведь никто не видит». А если никто не увидит, то зачем? Такая оборотная сторона демонстративности – проживать жизнь только на людях – часто свойственна женщинам. Как у Моэма в пьесе «Театр»: «Когда я одна в комнате – меня нет». Именно это женское свойство – смотреть на себя глазами другого – иногда порождает и другую крайность: когда домашний гардероб составляют исключительно легкомысленные шелковые халатики, прозрачные пеньюары и пикантные пижамы.

Расслабление и возбуждение

Казалось бы, чем может быть плох такой эротизированный домашний гардероб? «Здесь проявляется столкновение потребностей: «для себя» нам необходима возможность расслабиться, полный комфорт, а «для партнера» нам важно привлекать, возбуждать, поддерживать интерес, – объясняет Мария Андреева. – В первом случае это одежда, которая способствует снятию напряжения, в другом – наоборот, будоражит чувства. Некоторые женщины попадают в эту ловушку: домашняя одежда опять становится «одеждой для другого», а не для себя». Такое противоречие совершенно не свойственно мужчине – вряд ли ему придет в голову обзаводиться какой-нибудь сексапильной одеждой, чтобы носить ее дома.

Для него и для нее

Это факт: представители разных полов воспринимают одежду совершенно по-разному. «Для женщины одежда – предмет специального интереса, она волнует женщину в любом возрасте, – продолжает Мария Андреева. – Ее психоэмоциональная связь с одеждой – как с составляющей своего образа, частью себя – абсолютно органична. Мужчине же одежда нужна не сама по себе, но для чего-то: для защиты, удобства, статуса, преимущества в конкурентной борьбе». Поэтому он может быть очень притязателен в отношении одежды для бизнеса, а дома – полностью к этому предмету равнодушен. Он не наделяет свою одежду эротическим смыслом. Дома для него важнее всего «снять доспехи», расслабиться. «Бессознательное ощущение дома – покой, убежище, место, где мы можем почувствовать себя в безопасности, «снять маски», которыми неизбежно наделяет нас социум», – объясняет Мария Андреева. Поэтому одежда для дома должна ощущаться как «максимально своя». Значение имеет все: цвет, фактура, силуэт, пластичность ткани, ее способность скользить или обволакивать тело.

«Подбирая домашний гардероб для семейной пары, стоит иметь в виду, что одежда может стать дополнительным звеном, скрепляющим связь двоих, – добавляет стилист-имиджмейкер Анна Шилова. – Хорошо сочетающиеся оттенки, силуэты, фактуры создают ощущение гармонии между внешним обликом двух людей – и это тоже влияет на их восприятие себя как пары».

Где выбрать

  • Women’secret (www.womensecret.com ): Испания, трикотаж из хлопка с эластаном, 10-19 евро. Есть большие размеры.
  • Victoria’s secret (www.victoriassecret.com): США, хлопок, шелк, от $15 до $40.
  • Etam (www.etam.com): Франция, хлопок и полиэстер, от 12 до 55 евро.
  • Oysho (www.oysho.com ): Испания, знаменитая молодежная линия с мультяшными героями, хлопок с эластаном, от 500 до 1800 руб.
  • Massana (www.massana.es ): испанская «одежда для свободного времени» из высококачественного трикотажа, можно купить в магазинах «ШЕЛЕ». От 400 до 2600 руб.

Там, где мы живем

Среди доминирующих ценностей современного человека давно числятся работа, профессиональный успех, социальный статус. В больших городах становится все больше одиночек, которые стремятся убедить себя в том, что семья и дом – ценности вторичные. В России сказалось влияние и прежней, социалистической идеологии: само слово «быт» имеет в нашем лексиконе скорее негативный (в лучшем случае снисходительный) оттенок. «Можно говорить о том, что такие ценности, как семья, дом, в нашем восприятии пострадали, – констатирует Мария Андреева. – Между тем дом – это место, где мы проводим важнейшую часть жизни. Не только отдыхаем, восстанавливаем силы между двумя этапами работы – это место, где мы живем. И то, как мы выглядим, отражает степень уважения и к нашим близким, и к самим себе. Любовь и уважение к дому как месту жизни, к семье – как способу жизни, – это то, во что стоит инвестировать и средства, и усилия, и творчество».

Раз, два, три

Профессионалы советуют иметь три-четыре комплекта легко комбинирующихся между собой вещей, подобранных в зависимости от функций, например: чтобы заниматься домашними делами, возиться с детьми, принимать гостей. «Для создания домашнего гардероба есть три основных критерия, – рассказывает Анна Шилова. – Во-первых, удобство: фасон одежды должен быть таков, чтобы в ней легко можно было поднять руки, наклониться или присесть к ребенку. Одежда должна хорошо сидеть на теле – в этом смысле запахивающаяся одежда (все разновидности халатов) не является действительно удобной. Гораздо удобнее платья-сарафаны, туники или платья-свитера. Во-вторых, костюм должен быть практичным – здесь самым важным является материал, лучше всего трикотаж из натуральных волокон. Важна и цветовая гамма – слишком светлая одежда непрактична, а яркие цвета и геометрические принты не располагают к отдыху, расслаблению. Оптимальный выбор – достаточно насыщенные натуральные оттенки: бордо, шоколад, горчичный, оливковый, синий. Третий критерий – эстетичность: вещи для дома должны хорошо выглядеть и помогать человеку ощущать себя не только раскованным, но и привлекательным, несмотря на то что они абсолютно отличны от «городской» одежды».

Домашний халат. Иллюстрация из журнала Monsieur, март 1921 года.Домашний халат. Иллюстрация из журнала Monsieur, март 1921 года. ФОТО FOTOBANK.COM  

Халатные отношения

«Собственно домашняя одежда – от мужского халата до женского пеньюара – возникла в европейском аристократическом гардеробе примерно в XVII веке», – рассказывает Людмила Алябьева, доцент РГГУ, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура».

«Попав в Европу, скорее всего, из Турции, халат стал атрибутом показной праздности, вестиментарной – посредством костюма – декларацией того, что его носителю не нужно работать. (Мы по-прежнему говорим о «халатном отношении», если чей-то подход к работе представляется нам легкомысленным или безответственным.) Позднее этот предмет одежды вкупе с ночным колпаком облюбовали философы – как символ свободы и непринужденности. Обломову халат представлялся средоточием «тьмы неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самому малейшему движению тела». Одна из разновидностей этой сибаритской одежды – с шалевым воротником и обшлагами из атласа – получила название smoking, то есть халат для курения. Он надевался на время посещения курительной комнаты прямо поверх одежды, защищая ее от въедливого дыма, а пепел от сигар, падавший на шелковые лацканы, не оставлял следов. (Позднее смокинг стал короче и из курительного «неглиже» превратился в мужскую одежду для великосветских раутов.) В советскую эпоху халат, утратив все свои поэтические ассоциации, превратился в своеобразную униформу для дома – в дуэте с ночной рубашкой в женском варианте. В мужском же роль домашней одежды заняли легендарные треники или попросту семейные трусы. Эта домашняя экипировка помогала, с одной стороны, уберечь дефицитную выходную одежду от занашивания, с другой – так проявлялась устойчивая привычка советских людей надевать все самое лучшее «в люди». У наших современников с домашней одеждой отношения более сложные: для кого-то оппозиции одежды «для дома» и «на выход» просто не существует. У тех, кто работает дома (их становится все больше), вопрос о «рабочей» одежде и вовсе не стоит. И все-таки для многих само пересечение границы между домом и большим миром по-прежнему отмечено актом переодевания в домашнее. Снимая доспехи после очередного рабочего дня, складывая их в гардеробе до утра, мы наконец-то можем расслабиться. И, соприкасаясь с домашней одеждой каждым сантиметром своего тела, ощутить себя в безопасности. По-настоящему – дома».

Источник фотографий: CORBIS/FOTO SA (2) FOTOBANK.COM (1)
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • -Rina-   
    261 неделю назад

Спасибо большое! :)
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2017 №23140Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты