Как не превратиться в домохозяйку, работая на дому?

Те, кто предпочитают работать из дома, были всегда, но с наступлением эры интернета их число выросло неизмеримо. Иногда компании даже поощряют таких сотрудников: благодаря им можно сэкономить на аренде офиса. Кроме того, работающий из дома меньше пользуется личным автомобилем, а чем меньше машин на дорогах — тем лучше для окружающей среды.

Самим работникам это тоже удобно. Не нужно тратить время на дорогу, стоять в пробках или мучиться в давке переполненного вагона метро. Дома коллеги не отвлекают разговорами, и тот же объем работы можно сделать быстрее.

Существенный минус лишь в том, что близкие почему-то рассчитывают, что заодно вы будете делать и всю домашнюю работу. Главный аргумент: «Раз уж ты все равно дома». За этим следует продолжение «…почему бы тебе не вымыть посуду, не вытереть пыль, не починить розетку, не выгулять собаку, не зайти в соседний магазин?»

Как этому противостоять? Вот несколько идей.

Не увлекайтесь ролью домашней феи

Нужны четкие договоренности: кто что будет делать по дому. Например, работающий из дома может приготовить ужин, но уборкой в этом случае займется кто-то другой. Все дела, которые вы сейчас делаете только потому, что остаетесь дома, следует распределить между всеми членами семьи. Лучше всего установить такие правила с самого начала.

Выбирайте себе те дела, которые не отнимают много времени

Чтобы загрузить стиральную машину, требуется 5–10 минут. Еще столько же, чтобы вынуть чистое белье и загрузить еще одну порцию. Затем нужно потратить время, чтобы развесить и погладить белье.

Договоритесь, чтобы каждый убирал за собой со стола после завтрака

Такие обязанности отнимают достаточно много времени, но ваши усилия не слишком ценятся. Распределите обязанности: вы можете загрузить посудомоечную машину, а разгружает ее пусть кто-нибудь другой.

Одевайтесь так же, как если бы шли в офис

Это придаст вам солидности в глазах домашних и уменьшит шансы, что кто-то из них примет вас за домохозяйку. Договоритесь, чтобы каждый убирал за собой со стола после завтрака. Скорее всего, придется напомнить об этом не раз, но со временем это войдет в привычку.

Утром постарайтесь не нагружать себя домашними делами и садитесь работать — важно сделать это прежде, чем остальные уйдут из дома.

Организуйте себе неприкосновенную рабочую зону

Даже если обычно вы работаете, поставив ноутбук на кухонный стол, лучше обзавестись пусть не отдельным рабочим местом, но хотя бы тумбой для хранения бумаг. Важно не смешивать вещи для работы и вещи для дома.

Периодически уходите из дома в рабочее время

В какой-то момент домашние станут воспринимать ваше присутствие днем как должное. Если время от времени вы будете исчезать, они поймут, что у вас много работы.

Назначайте деловые встречи на начало или, наоборот, на конец рабочего дня — тогда заняться домашними делами придется другим членам семьи. Накануне вечером можно деликатно поинтересоваться, смогут ли они заменить вас в ваше отсутствие.

Не взваливайте все на себя

Отлучившись, вы вернулись домой и обнаружили свинарник? Правильная реакция — не злость, а разочарование. Ни в коем случае не принимайтесь все убирать. Выскажите предположение: наверное, что-то ужасное помешало вашим домочадцам навести порядок, но теперь-то они, конечно, готовы засучить рукава. Будут ли они после этого принимать вашу заботу как должное?

Не забудьте про авралы. Попросите родных разгрузить вас, пока вы заняты важным проектом. Не отрывайтесь от работы, пока они суетятся по дому. Когда все будет сделано, наградите их комплиментом типа «Вы классная команда!» и сварите всем кофе. Или закажите домой что-то вкусное, чтобы отметить их работу. Только не говорите спасибо — иначе будет казаться, что они делали все это для вас.