Музыка для жизни

Полчаса классической музыки в день обязательны для всех детей американского штата Флорида — так велит принятый там уже шесть лет назад закон № 660, иначе называемый Beethoven's Babies Bill. Законодатели штата уверены: музыка не только помогает малышам заснуть в «тихий час», но и способствует гармоничному развитию мозговой деятельности ребенка.

Во Франции благотворное влияние музыки используют в некоторых столичных детских больницах. Их предоперационные палаты похожи на концертные залы: маленькие пациенты, родители и персонал могут играть на музыкальных инструментах, импровизировать или просто слушать кассеты.

Классические мелодии сопровождают ребенка до самых дверей операционной; прекрасные и успокаивающие звуки слышны в лабиринтах коридоров, лифтах, оживляя и согревая больничную атмосферу. Врачи убеждены: музыка помогает детям успешнее перенести анестезию, да и само по себе пребывание в клинике.

В английском городе Ньюкасл служба безопасности метро заменила транслируемую в подземке рок-музыку на мелодии барокко — и количество случаев вандализма и агрессии на станциях уменьшилось вдвое! Факты, согласитесь, удивительные. Хотя сегодня для многих из нас музыка — это лишь развлечение, некий продукт потребления или просто привычный «шумовой фон». Мало кто знает, что у музыкальных звуков есть особая сила.

Звуки материальны

Звон колокольчика или грохот отбойного молотка — все звуки передаются по воздуху, создавая «акустическое давление», которое ласкает или поражает наши барабанные перепонки. У каждого звука своя частота. Слишком высокие или слишком низкие звуки мы не слышим, но материальны и они. Американские ученые лаборатории Jet Propulsion в Пасадене открыли феномен «звукосвечения».

Направляя мощные ультразвуки в стеклянный сосуд с водой, они увидели, как образуются крошечные пузырьки, излучающие голубоватый свет. Этот феномен доказывает реальность физического воздействия звуков на материю, причем не только слышимых, но и тех, которые человеческое ухо не способно воспринимать.

Целебное искусство

Мудрые всегда признавали особую силу звуков. В IV веке до н. э. Платон утверждал: «Музыка — это самое мощное средство, потому что ритм и гармония живут в душе человека. Музыка обогащает ее, даруя ей блаженство и озарение». В западной культуре лечебная сила музыки формально была признана лишь в середине ХХ века. С этого времени психологи стали использовать ее, чтобы помогать людям. Возникла и особая медицинская специальность — музыкотерапевт. Сегодня музыка стала обязательной частью лечения детского аутизма, депрессии и многих психических заболеваний. И специалисты теперь предпочитают говорить даже не о музыкотерапии, а об «искусстве терапевтической музыки».

Юлия Рублева

Ритмы тела

Наш организм и сам подобен оркестру: биение сердца, ритм мозговой деятельности, сокращения легких, циркуляция крови, импульсы нервных клеток… Если ритмы внешней жизни слишком агрессивны, работа внутреннего «оркестра» нарушается: организм, пытаясь адаптироваться, «подхватывает» быстрый ритм, напряжение растет, возникает стресс. И наоборот, если музыка соответствует нашим биоритмам, мы ощущаем гармонию.

Исходя из этого принципа, живущий в Лондоне французский ученый Фабьен Маман разработал оригинальную технику терапии. Он устанавливает обычные музыкальные камертоны на биологически активные точки, в частности используемые в акупунктуре, и звуковая волна проходит через все ткани и органы тела пациента, «настраивая» их на благоприятную для них частоту.

Мы чувствуем себя хорошо, когда звуки музыки или окружающей среды вступают в резонанс с частотами нашей нервной системы. С этой физической закономерностью связан успокаивающий эффект так называемых мелодий для релаксации: мозг адаптируется к их темпу, а интенсивность его работы замедляется настолько, что мы можем погрузиться в глубокий сон.

Музыка для жизни

Мозг меломана

Профессор психологии Гарвардского университета Говард Гарднер доказал, что музыка, подобно речи или математической логике, активизирует работу мозга, влияет на развитие многих психических функций: памяти, внимания, воображения, мышления. Физик Гордон Шо и психолог Фрэнсис Росчер провели интересный эксперимент в Калифорнийском нейробиологическом центре проблем обучения и памяти.

50 детей трех и четырех лет распределили по трем группам. В течение восьми месяцев малыши из первой группы индивидуально учились пению и игре на фортепиано; вторая группа «прошла» курс информатики; а третья не получила никакого специального обучения. Затем всем участникам эксперимента были предложены тесты на пространственное восприятие (складывание пазлов, кубиков и т. д.). Группа маленьких пианистов показала высший результат — 31 %.

Эксперимент подтвердил: в первые годы жизни восприятие окружающих звуков, так же как и визуальное восприятие, влияет на формирование мозга человека. Любое общение с музыкой помогает развитию ребенка. Если он еще очень мал, знакомство не следует начинать со слишком «тяжелых», комплексных произведений: Прокофьев, Шуман и многие другие классики тоже писали для детей. Вообще лучше слушать и играть ту музыку, которая нравится.

Что дает музыкальное образование

Совсем не то, что мы, родители, обычно думаем. Дина Кирнарская*, доктор искусствоведения и психолог, доказательно утверждает: музыканту любая умственная работа по плечу! У него развиты: многоканальное мышление, контроль над сложным движением, готовность к разнообразным нагрузкам, владение собой. Во время «чтения с листа» (игра в темпе по новым нотам) дедлайн — «смертельная» погрешность во времени — измеряется долями секунды. Музыкант — это чудо терпимости, идеальный либерал, он хорошо адаптируется, легко учит языки. При этом он превосходный руководитель и умеет не только находить альтернативные решения, но и предвидеть самые разные их последствия.

*Дина Кинарская «Музыкальные слабости». Таланты — XXI, 2004.

Своя мелодия

Почему одни мелодии нам по душе, а другие, мягко говоря, раздражают? Многие музыкотерапевты пытаются установить связь между психологическими типами личности и музыкальными формами… Тщетно: два человека с близкими по типу темпераментами могут иметь абсолютно разные музыкальные вкусы. На формирование музыкальных (как, кстати, и кулинарных) предпочтений оказывает влияние прежде всего семья, в которой растет ребенок.

Музыка на годы сохраняет наши чувства: особый ритм, забытая мелодия, музыкальная фраза или просто какой-то звук через много лет могут вызвать в нашей душе картины прошлого. Если в детстве вас укачивали под серенады Шуберта или адажио Альбинони, став взрослыми, вы наверняка будете питать к ним теплые чувства. А ребенок, который однажды был напуган, к примеру, грохотом цирковых барабанов и фанфар, на всю жизнь может сохранить бессознательную неприязнь к подобному музыкальному жанру…

Восприятие музыки очень индивидуально. К тому же оно меняется в зависимости от окружающей обстановки, нашего настроения, общего психологического и физического состояния. Кому-то лучше всего работается под музыку, другим она, наоборот, мешает сосредоточиться. И все же сказать кое-что о том, как воздействует на нас музыка разных стилей, определенно можно.

  • Классика: легкость, «невесомость» Гайдна или Моцарта помогают сосредоточиться, улучшают память и пространственное восприятие.
  • Барокко: медленные мелодии Баха, Генделя или Корелли дают ощущение стабильности, спокойствия, безопасности и способствуют интеллектуальной работе.
  • Церковная музыка: восточная и западная, традиционная и современная, она словно обладает способностью расширять время и пространство. Такая музыка не только пробуждает дух, но также расслабляет тело и уменьшает боль.
  • Романтическая музыка: речь о наиболее эмоциональных произведениях Шопена, Листа, Вагнера. В них вся гамма чувств, от глубокой грусти до восторженной мистики.
  • Джаз, блюз: многочисленные формы классического джаза, как и романтическая музыка, могут вызывать все человеческие эмоции, но джаз сильнее тонизирует.
  • Рок: одни формы классического рока пробуждают страстные чувства, другие снимают напряжение. Эффект воздействия этой музыки очень различен для разных людей.
  • Хеви-метал, панк, гранж: как правило, очень громкая музыка непосредственно воздействует на нашу нервную систему, чрезвычайно напрягая барабанные перепонки и слуховые нервы. Отсюда и незамедлительные физиологические последствия: учащенное сердцебиение и дыхание, повышенное давление.
  • Техно: пульсация басов, присущая всей «коммерческой» техно-музыке, изменяет ритмы мозговой деятельности. Слушатель вынужден встраиваться в техно-частоты и в итоге может погрузиться в некое подобие транса. Кстати, некоторые специалисты, занимающиеся китайской медициной, всерьез утверждают, что подобная музыка нарушает поток энергии, который связывает нас с прошлой и будущей жизнью.

Эффект Моцарта

Тайну целительных свойств музыки Вольфганга Амадея Моцарта подтвердил Альфред Томатис, врач-отоларинголог, член Французской академии медицинских наук. Исследуя особенности работы мозга человека, он выяснил: прослушивание высокочастотных звуков — 5000–8000 Гц — активизирует мозговую деятельность, улучшает память, стимулирует процессы мышления. Эти вибрации словно питают наш мозг, а вместе с ним и все тело. Анализируя музыку разных композиторов, Альфред Томатис пришел к выводу, что произведения Моцарта содержат наибольшее число нужных частот. Он также выяснил, что именно их в основном слышит ребенок в период внутриутробного развития. Смоделировав подобный фон, он давал слушать записи детям разных возрастов и с разными нарушениями развития — их самочувствие улучшалось. Дело в том, что высокочастотные колебания пробуждают чувство архаической связи с матерью, дают человеку ощущение защищенности, цельности и благополучия. Опираясь на результаты своих исследований, доктор Томатис разработал метод лечения с помощью музыки. Он эффективен при детском аутизме, нарушениях концентрации внимания, расстройствах речи, а также при депрессиях у взрослых.

Наталья Болотова