2 254

«Чтобы жить в настоящем, нужно усомниться в западном способе мышления»

Удерживать дух здесь и сейчас — основа учения Будды. Для чего и как к этому прийти, объясняет французский философ Фабрис Мидаль.
«Чтобы жить в настоящем, нужно усомниться в западном способе мышления»

Psychologies: Какое место отводит буддизм идее жить здесь и сейчас?

Фабрис Мидаль: Это самое сердце буддийского учения. Достаточно посмотреть на ту фигуру сидящего Будды, где он в одной руке держит чашу, а другой касается земли. Он не поднимает палец, чтобы указать на небо, а берет в свидетели землю. Земля же — это место здесь и сейчас, тут мы живем и реализуем себя.

Можно ли сказать, что это способ усомниться в любых убеждениях?

Да, действительно, в буддизме присутствует очень сильное недоверие к догмам, доктринам, вообще к любым конструкциям, поскольку это уже не опыт переживания реальности, а его интерпретации. Это не значит, что Будда ­– атеист, просто он полагает, что, прежде чем работать с концепциями, важно ощутить связь с событиями как они есть.

Как с этим соотносится «чистое мгновение», еще одно понятие буддийской философии?

Чистое мгновение — это то, что порой врывается в наше настоящее и словно взламывает его. Всем нам знакомо состояние, когда внезапно у нас возникает ощущение гармонии между миром, нашим духом и нашим сердцем. В этот момент все наши априорные представления рушатся, уступая место простой констатации реальности и нашего присутствия в ней.

Беда только в том, что такие мгновения кратки и случаются редко, поэтому мы думаем, что они не важны, и отмахиваемся от них. Будда же учит, что как раз эти мгновения — настоящие, и поэтому хочет, чтобы мы научились воспринимать их. Для этого предназначена медитация — она, как мне кажется, всего лишь упражнение, позволяющее развивать в себе это чувство принятия, встречи.

«Чтобы жить в настоящем, нужно усомниться в западном способе мышления»

А без медитации?

Помочь могут разные способы. Я больше всего люблю такой: опереться на способность наших чувств связывать нас с мгновением в настоящем. Нужно действительно вслушаться во все, что может сейчас уловить наш слух, прежде чем выносить суждения и говорить «мне нравится» или «мне не нравится».

Вслушаться в пение птиц, в звуки ветра в кронах, в гудки автомобилей или в шорох шагов. Потом проделать то же самое с обонянием и зрением: просто чувствовать или смотреть, но не судить. В этом состоянии все становится легко. Борьба между мыслями и чувствами, в которую мы так часто погружены, стихает. Так мы сосредоточимся на настоящем.

Принимать то, что есть, и не пытаться это изменить — разве это не проповедь пассивности?

Столь явное на первый взгляд противоречие между действием и медитацией происходит от недопонимания: медитация — это не состояние пассивности. Наоборот, медитация — это интенсивное действие, нацеленное на то, чтобы научиться быть открытым и глубже чувствовать связь со всем сущим, шире взаимодействовать с миром.

Действие не равносильно деятельности, более того, бурная деятельность часто рискует превратиться в бесплодную активность, порождающую только стресс. К тому же в буддизме, на мой взгляд, речь идет не столько о согласии с действительностью, сколько об умении сказать ей «да»: да, реальность такова. Только после того как мы ее приняли такой, как есть, мы поймем, как действовать, и сможем взять на себя ответственность за свои поступки и научиться исполнять свои обязанности.

Почему так трудно жить настоящим, по крайней мере нам, западным людям?

Потому что на Западе мы привыкли к тому, что мышление — это инструмент, который стоит между нами и реальностью, между нами и нашими чувствами. Для западного человека мышление — это в каком-то смысле искусство придавать форму, изобретать, создавать понятия. Это противоположный полюс по отношению к мышлению здесь и сейчас в духе Будды. Чтобы жить в настоящем так, как предлагает Будда, нужно быть готовым усомниться в западном способе мышления.

В сердце буддизма

Об эксперте

Фабрис Мидаль — профессор философии Сорбонны (Франция), специалист по философии Мартина Хайдеггера и исследователь буддизма, автор книги «Какой буддизм для Запада?» («Quel bouddhisme pour l'Occident?», Seuil, 2006).

Текст: Ольга Пекелис 
Источник фотографий: OPALE/FOTOLINK, PHOYOSINDIA/DETTYIMAGES/FOTOBANK.COM
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


Помню , медитировала, и вдруг четко увидела руки, протянутые ко мне. Человек был одет в одежду из простой льняной или другой хлопковой ткани, очень старинной- с расклешенными рукавами. Но я так сильно испугалась, что все исчезло. Не могу это забыть
Psy like0
  • ar1806   
    266 недель назад

Действие не равносильно деятельности!Супер!!!!
Psy like0
  • йра   
    361 неделю назад

zame4atelno skazano ,imenno v buddizme imetsa otvetu na moi voprosu,
Psy like0
19 октября

Конференция, которая расскажет о будущем

Пойти со скидкой
новый номерСЕНТЯБРЬ 2018 №32149Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье

спецпроекты