10 цитат Александра Митты, которые покажут разницу между кино и реальной жизнью | Источник: YouTube
Фото

YouTube

Биография Александра Митты

«Мой дорогой папа ушел из жизни сегодня. Любим, скорбим», — написал в соцсети сын режиссера. Александру Митте было 92 года, и он прожил очень непростую жизнь. Причиной смерти стал рак — последние годы режиссер боролся с тяжелой болезнью.

«Я ведь в пятидесятых, после окончания школы, ровно до марта 53-го, когда отец всех народов, наконец, сдох, был точно уверен, что меня посадят, потому что у меня все сидели — и мама, и все ее сестры… А мужья их, дядья мои, вообще были расстреляны… Вся семья разрушена, все разбросаны по разным местам, не столь, так сказать, отдаленным, и ощущение было такое, что еще немного, и я тоже пойду по этапу. Поэтому я, понимая, что нужно надышаться свободой», — рассказывал режиссер в одном из интервью.

Но «надышаться свободой» он шел не в загул, а в библиотеки: «Думаю, года два-три у меня еще есть, почитаю, а потом — на нары. Нашел в Москве сразу три роскошных библиотеки, из которых почему-то — по недосмотру, видимо, — не успели изъять хорошие книжки, и читал…»

Внезапно наступившие шестидесятые — Хрущевская оттепель, глотки свободы после лет сталинских репрессий и жизни в постоянном страхе, взлет творчества — Митта вспоминал как «сгусток непрерывного счастья». Именно тогда инженер-строитель Александр Рабинович, только закончивший ВГИК (мастерскую Михаила Ромма), стал режиссером. Одним из лучших режиссеров советского и российского кино.

Среди фильмов, снятых Александром Миттой:

  • «Друг мой, Колька» (1961)

  • «Звонят, откройте дверь» (1965)

  • «Гори, гори, моя звезда» (1969)

  • «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976)

  • «Экипаж» (1979)

  • «Сказка странствий» (1982)

  • «Граница. Таежный роман» (2000)

  • «Дом Солнца» (2010)

10 цитат Александра Митты, которые покажут разницу между кино и реальной жизнью

«Постоянное повышение уровня мастерства — не роскошь, а необходимость».

«Настоящее искусство трудно сразу разглядеть. Если все моментально видно и понятно — значит, оно стало коммерческим, а это совершенно не нужно художнику. И не полезно: у него другие ценности, ему совсем не надо, чтобы карманы были набиты деньгами. Это развращает, отвлекает от творческих поисков, духовных рефлексий».

«То, что хорошо в жизни, скука смертная на экране».

«Факты сами по себе мало что значат. История придает им смысл и значение».

«Я принадлежу к небольшому числу кинематографистов, которые преподают с большой радостью, я выкладываюсь, как на фильме. И благодарные глаза ребят для меня существенный допинг».

«Главное для человека — это семья. Мир человека — это мир его семьи. А все остальное — это около этого»

«Важным элементом конфликта являются барьеры. Только преодолевая барьеры, персонажи делают конфликт видимым. Барьеры выявляют характер. Если нет барьеров, нет и развития конфликта».

«Кино — моя жизнь, моя семья, а самые страшные ссоры и лютая ругань возникают между близкими людьми. Но если люди по-настоящему близки, они не расходятся, а продолжают жить вместе и ругаться. Ругань помогает освободиться от того, что не дает тебе спокойно работать. Я так долго живу, потому что мгновенно освобождаюсь от негатива… Мои близкие друзья, среди которых был Володя Высоцкий, сдерживали себя и… [рано уходили из жизни]».

«Такого, чтобы прижаться к маме, чтобы она тебя утешила, такого у меня не было никогда. Вот большой недобор в моей жизни. Человек не должен расти без матери. Не должен. Я не понимал этого. У меня этого не было никогда [близкие Александра Митты были репрессированы в сталинские годы]. Маму никто не заменит».

«У человека гораздо шире „репертуар“ поведения и мотивировок, чем черно-белые ярлыки „добро“ и „зло“».