Трагедия в Бердянске
14-летняя жительница Бердянска насмерть забила молотком 7-летнюю девочку. По словам подозреваемой, на этот поступок ее «вдохновил» битцевский маньяк Александр Пичушкин. СМИ отмечают, что на месте преступления она
Как и почему дети вдохновляются преступниками

Клинический психолог, специалист сервиса психотерапии Alter
Как формируется личность ребенка
В детском возрасте идентичность ребенка формируется постепенно через несколько этапов, связанных с взаимодействием окружающими и пониманием «какой я». Сначала ребенок учится отделять себя от значимых фигур, затем через подражание им он принимает модель поведения значимого окружения. Таким образом закладывается фундамент личности, где значимую роль играет среда, в которой он растет.
Если в окружающей среде ребенок не чувствует безопасности, испытывает трудности в понимании своего «я», то его психика может искать для подражания те образы, которые создают иллюзию защиты или дают ощущение собственной значимости. Таким объектом для идентификации могут стать отрицательные герои — преступники и даже, как в данной трагедии, серийные убийцы.
Поэтому если ребенок начинает подражать преступникам, такое поведение может быть обусловлено следующими факторами.
В его окружении уже есть травмирующие конфликты, насилие — даже если ребенок (или его значимый взрослый) сам становится жертвой, он может выбрать для идентификации противоположную роль — «сильного», агрессора;
У него сложности в развитии либо личностные расстройства или их признаки — такому ребенку может быть трудно критически оценивать, что такое хорошо, а что такое плохо, и при избытке негативных чувств он может копировать способы их выражения без внутренней «цензуры» (при наличии патологий личности свойственна импульсивность, то есть человеку бывает сложно контролировать свое поведение и эмоции);
На него оказывает влияние среда, социум. Яркий пример — идентификация с преступными сообществами конца 80-х и начала 90-х, которые ассоциировались с успешностью, силой и «защищенностью».
Что касается случившейся трагедии, то стоит учесть, что 14 лет — это период сильнейшей турбулентности, связанный с физическим развитием и гормональными изменениями, часто проявляющимися в эмоциональной нестабильности, перепадах настроения и, в том числе, в повышенной агрессии. Кроме того, в этот период подростки стремятся к независимости, что часто сопряжено с попытками свергнуть прежние авторитеты, в результате чего формируются новые идеалы.
При этом стоит учитывать: на то, как пройдет подростковый период, влияют и личностные особенности ребенка, и внешнее окружение — то, в каких условиях он рос. И при наличии перечисленных негативных факторов, по отдельности или в сочетании, может произойти переход к конкретным действиям.
Влюбленность в маньяка и прямое подражание ему могутт свидетельствовать о деструктивной попытке девушки ощутить собственную уникальность, которая будет отличать ее от общего окружения и приблизит к ее идеалу.
Эта влюбленность определяется навязчивостью, отсутствием контроля, иррациональностью, при этом объект влюбленности — вымышленный и идеализированный. То, что этим идеалом стал серийный убийца, может говорить об искаженном представлении подростка о силе, власти, всемогуществе. Подчиняясь этому объекту любви, девушка как будто сама становится такой же.
Конечно, такая влюбленность опасна, и обусловлена она сильной эмоциональной вовлеченностью, спровоцированной, скорее всего, патологическими нарушениями, причины которых также могут быть связаны с деструктивной средой и сложностями личностного развития.