3 уровня самооценки: как они формируются и влияют на нашу жизнь
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Родители являются ключевыми игроками в процессе формирования ребенком представления о себе, особенно в первые годы жизни. Именно действия родителей больше всего влияют на то, какая у ребенка сформируется самооценка — положительная или отрицательная.

Великие авторы, такие как гуманист Абрахам Маслоу, подчеркивали важность самоуважения. Маслоу придумал пирамиду потребностей, выделив пять уровней человеческих потребностей по мере убывания их важности (от основания пирамиды к вершине):

  1. физиологические потребности (еда, сон, жилье…),

  2. потребность физической и психологической безопасности (чувство защищенности),

  3. потребность в принадлежности и любви (ощущение себя любимым, принадлежность к семье группе друзей),

  4. потребность в самоуважении (позитивное и реалистичное представление о себе),

  5. потребность в самоактуализации (чувство личностной полноценности и реализованности).

Согласно Маслоу, перед тем как как удовлетворить высшие потребности, человек должен удовлетворить свои базовые потребности

Это значит, что если, например, потребности человека в питании не удовлетворены, то он не сможет позаботиться об удовлетворении потребностей более высокого порядка, таких как любовь себе или самореализация, потому что приоритете у него будет добыть еду, чтобы выжить. 

Когда рождается ребенок, у него имеется значительная часть этих требностей, и мы, родители, ответственны за удовлетворение. Большинство из нас заботятся об удовлетворении тех потребностей, которые находятся в основании пирамиды: мы кормим и поим ребенка, укладываем его спать, обеспечиваем безопасное место для жизни — семейное гнездышко… Но, поднимаясь по ступеням пирамиды потребностей, мы, обычно из-за незнания, можем уделять меньше внимания другим родительским обязанностям, которые также важны для удовлетворения основных потребностей ребенка: воспитанию его любви, повышению его самооценки и поддержке его самореализации.

В этой поездке мы рассмотрим потребность в самоуважении. В дороге вы в первую очередь должны думать о детях, но не забывайте и о собственной самооценке. Потому что, заботясь о других, сначала нужно позаботиться о себе. Как матери и отцы, мы часто забываем о себе, многие из нас даже теряют имена, становясь «мамой Клаудии», «отцом Алехандро», «родителями близнецов»… Само по себе это не плохо, но иногда может свидетельствовать о том, что человек отодвинул свои личные потребности на второй план (подобное нередко случается с родителями). 

А ведь чтобы сад ребенка был красивым и здоровым, и ваш родительский сад должен быть таким же

После рассуждений о необходимости заботиться о себе, чтобы лучше заботиться о детях, я предлагаю вновь вернуться к главному — к детям. Однако пусть прозвучавшая мысль останется с вами надолго: очень важно любить и себя самого, любить просто так. Подробнее о заботе о себе я расскажу в главе «Я», а сейчас просто запомните: когда мы говорим о самооценке, мы говорим в том числе и о вашей самооценке.

В процессе обучения задействованы как минимум две стороны: обучающий и обучаемый. Некоторые считают, что это односторонние отношения, в которых обучающий передает знания, а обучаемый их получает. Но такое видение чересчур упрощенное и не слишком точное. Отношения между обучающим (например, родителями) и обучаемым (ребенком) всегда двунаправлены. Обе стороны общаются, влияют друг на друга, приспосабливаются к процессу, пытаясь совершенствоваться каждый день. Наверняка вам доводилось слышать, как отец или мать говорят, что они каждый день учатся у детей. Теперь, когда вы изучили, каким образом можно общаться со своими детьми, пришло время использовать полученные знания на практике.

Таким образом, обе стороны одинаково важны, и нужно стремиться к балансу благополучию каждой них, чтобы это путешествие было не только интересным, полезным и познавательным, но и воспринималось как увлекательное приключение.

Что такое самооценка

Хотя в первую очередь эта книга предлагает читателю эмоциональный и практический взгляд на вопросы воспитания, я считаю необходимым в начале изучения каждой новой темы длатье краткое теоретическое вступление. Сейчас хочу немного поговорить об одном понятии, которое часто путают с понятием самооценки: речь о «Я-концепции», или «Я-образе». 

«Я-образ» это наше представление о собственной личности, которое включает в себя восприятие своего внешнего вида, своей личности и характера, своей формы выражения чувств и отношения к другим, своих способностей и недостатков. Все эти характеристики объединяются в нашем видении собственного образа, и называется «Я-концепцией» или «Я-образом».

Определившись c «Я-образом», мы можем решить, нравится он нам или нет. И тут в игру уже вступает самооценка. Самооценка — это субъективная оценка человеком самого себя. Она может быть разной — положительной, или отрицательной, или же колеблющейся.

  • Высокая самооценка. Люди с высокой самооценкой принимают себя такими, какие они есть. Они себя любят, нравятся себе, и в любой обстановке им эмоционально комфортно. Они верят в свои возможности, опираясь на позитивные установки, приближающие их к благополучию и успешному достижению тех целей, которые они перед собой поставили.

  • Низкая самооценка. Люди с низкой самооценкой не удовлетворены собой, им трудно принимать себя такими, какие они есть. Они склонны сомневаться в своих способностях и часто думают, что у них ничего не получится.

  • Средняя самооценка. В данном случае речь идет о людях, которые колеблются между положительной и отрицательной оценкой самих себя или остаются в промежуточном положении. Иногда они себе нравятся, иногда — не нравятся, а иногда относятся к себе спокойно. Таким людям необходимо укреплять положительное суждение о собственной личности.

Не секрет, что высокая самооценка — отличный союзник на всю жизнь. Если ваш ребенок положительно себя оценивает, он будет чувствовать себя в большей безопасности, налаживая отношения с другими людьми, а также сталкиваясь с какими-то проблемами. Уверенность себе сделает ребенка более ассертивным, эмпатичным и творческим. Он сможет достичь своих целей, но самое главное — будет счастлив.

Родители для детей — это своеобразное зеркало. Через их взгляды и их слова малыши формируют свой «Я-образ» и свою самооценку. Вот почему должны стараться, чтобы образ себя и самооценка у ребенка были реалистичными и положительными.

Говоря о высокой или низкой самооценке, мы обычно имеем в виду общее, усредненное субъективное мнение человека о себе, которое склоняется либо в положительную сторону — когда человек осознает, что любит себя, либо в отрицательную — когда человек осознает, что не доволен собой. Если это общее восприятие себя положительное и человек встречает каждый день с позитивным отношением, сталкиваясь с какими-либо проблемами и трудностями, он будет их активно и эффективно преодолевать, имея большие шансы на успех. 

Если же общее восприятие себя у человека негативное, он заранее будет уверен в своей неспособности достичь поставленных целей

В последнее время разговоры о самооценке стали очень популярными, и часто можно услышать, как люди говорят о самооценке других, почти всегда ссылаясь на такое общее восприятие, делая поспешные, чрезмерно упрощенные нередко ошибочные выводы: «У Фуланито очень низкая самооценка, поэтому он ничего не может достичь» или «У Менганиты очень высокая самооценка, она добьется всего, чего захочет». 

Однако люди — очень сложные существа: у каждого из нас свой уникальный и неповторимый набор генов (за исключением монозиготных близнецов, которые имеют один и тот же геном), и, кроме того, многое зависит от наших переживаний, чувств и взаимодействий с окружающим миром. Более того, даже являясь неким усредненным представлением, самооценка формируется из разных аспектов, как мы убедимся во время нашего путешествия. В общем, формирование самооценки — сложный процесс.

У самооценки также есть любопытная особенность с социальной точки зрения

С одной стороны, мы постоянно слышим о том, что нам нужно больше любить себя и верить в себя, но с другой стороны — если кто-то показывает, что очень себя любит, и излучает чрезмерную самоуверенность, его клеймят как тщеславного и высокомерного человека.

Где же тут золотая середина? Самооценка — это внутреннее восприятие, которое помогает нам чувствовать себя лучше. Совсем другое дело — постоянно повторять фразы вроде «Я самый лучший», «Я самый красивый»… Иметь высокую самооценку — это не значит думать, что ты совершенен и во всем превосходишь остальных, и тем более не значит повторять это вслух каждый день. Иметь высокую самооценку — значит быть реалистичным в отношении того, кто ты есть, принимать и любить себя. 

Важно помнить: говоря ребенку, что он лучший, вы спообствуете не его высокой самооценке, а возможному развитию у него надменности и высокомерия, которые обычно не очень высоко ценятся в обществе.

Чтобы повысить самооценку ребенка, необходимо поощрять его развивать свое самосознание. Для лучшего понимания термина «самооценка» следует знать, что она состоит из физического, аффективного, социального и учебного аспектов, и учитывать эти аспекты, стремясь сделать их все положительными.

Книга представляет собой карту родительского путешествия и включает восемь линий разных цветов, посвященных различным аспектам, важным при воспитании детей: коммуникации, самооценке, эмоциям, позитивному мышлению, поведению, ценностям, инструментам воспитания, — а также отдельный маршрут под названием «Я».

В конце каждой линии (главы), посвященной конкретной теме, вы найдете список наиболее важных тезисов по теме, интересную историю и предложения по совместной родительско-детской деятельности, которые могут стать хорошим дополнением к теории.

Сюзанна Изерн «Карта воспитания счастливых детей. Подберите волшебный ключик к сердцу своего ребенка»
Реклама. www.chitai-gorod.ru