О чем сериал «Хроники русской революции»
Действие начинается в 1905 году, когда молодого офицера Михаила Прохорова (Юра Борисов) лично император Николай II (Никита Ефремов) назначает начальником особого отдела по борьбе с революционерами и террористами. Царь беспокоится и о себе, и о своей семье, и о судьбе России — а подполковник Прохоров распутывает сложный клубок заговоров и интриг сначала в революционных кругах, а потом и в кругу приближенных к царю.
Параллельно зрители следят за линиями эсера-бомбиста Лютера (Александр Мизёв) и авантюристки Ариадны Славиной (Юлия Высоцкая), влюбленной в молодого музыканта Алексея Тихомирова (Никита Каратаев). Где-то наивные идеалисты, где-то трагические (анти)герои, эти люди искренне желают Родине счастья — но их видение будущего, мягко говоря, расходится с тем, что предлагает действующая власть.
5 причин посмотреть новую работу Кончаловского
1. Оценить масштаб режиссерского замысла
Пресс-релизы, посвященные сериалу, называют «Хроники русской революции» самым масштабным проектов в карьере 88-летнего Андрея Кончаловского. Учитывая послужной список режиссера, это действительно громкое заявление: как, неужели картина получилась масштабнее и эпичнее, чем «Сибириада» (1978)?
По ощущениям от первых эпизодов, пресс-релизы не врут, хотя, безусловно, современные технологии позволяют кое-какой исторический антураж дотянуть на пост-продакшене, не строя грандиозные декорации. И тем не менее, создатели эти декорации строят, а также ищут подходящие интерьеры и костюмы — этот в чем-то старомодный подход вызывает не только уважение, но и доверие.
События картины охватывают два бурных десятилетия российской истории: от «кровавого воскресенья» 1905-го до окончания Гражданской войны и создания Советского Союза. За судьбой героев зрителям предстоит следить в ракурсе, характерном для Толстого или Шолохова, и эти совершенно тектонические движения потребовали от авторов картины немалых усилий.
Съемки длились год, с сентября 2022-го по август 2023 года, а специалистам по кастингу и гримерам потребовалось немало усилий, чтобы добиться максимального портретного сходства между актерами и их историческими прототипами. А прототипов много: Ленин, Троцкий, Горький, Распутин, Гапон, Столыпин — и это лишь те, кого мы видим в первых сериях.
2. Вспомнить подзабытые детали истории
Сериал не документальный, в центре все-таки художественная, даже почти детективная история, поэтому в качестве источника для изучения истории его воспринимать не нужно. Иначе говоря, к ЕГЭ по историю по «Хроникам» готовиться стоит с большой осторожностью. Но что картина точно может, так это напомнить о тех эпизодах, про которые мы не вспоминали со школы: кто такой Гапон, чем прославился Столыпин, чем жила и о чем спорила Российская Империя в культурном и политическом смыслах.
3. Что-то понять про Россию
Вот что говорит о своем замысле сам Андрей Кончаловский: «Этот фильм — попытка что-то понять про Россию, про тех, кто двигал революцию, про тех, кого она смела. И те, и другие имели право быть неправыми. Наверное, самое увлекательное в режиссуре — это найти оправдание поступкам человека».
Иначе говоря, создатели не занимают очевидной позиции: с симпатией и глубоким пониманием мотивов здесь показаны все персонажи, и это отличает «Хроники» как от советских картин (где была очевидная симпатия к большевикам), так и от многих постсоветских (как, например, явно занимавший сторону «белых» фильм «Адмиралъ»).
Впрочем, конечно, внимательный зритель заметит оценочные моменты: вот Распутин почти мистически манипулятивен, вот царь очевидно слаб, вот Ленин как-то мелочен. Но эти оценки, к счастью, лишены единого идеологического вектора: скорее, это попытка подчеркнуть, насколько обычные, в общем-то, люди меняли ход истории. И у этих обычных людей были свои сомнения, цели, травмы и, что уж там, «тараканы».
4. Подискутировать в комментариях и на кофе-брейках
Сериал вызовет разнообразные оценки, и его найдется за что покритиковать. Наверняка какой-нибудь зритель заметит на одном из дальних планов современный дорожный знак (я не заметил, но подозреваю, что где-нибудь да есть анахронизм, не может его не быть). Кто-то зацепится за образ важного для него деятеля: мол, не так картавил Ленин или не таким лебезящим был Горький. А кого-то возмутит, что важные события остаются за кадром, и «Хроники» получаются неполными.
Главное — что спустя столетие с лишним мы сможем вновь поговорить о том, что привело страну к катастрофе и почему новая страна, построенная на руинах, оказалась именно такой. Если вы уже посмотрели первые эпизоды, мы приглашаем вас выразить возмущение прямо у нас в комментариях: мы убеждены, что живая дискуссия намного лучше, чем молчание и забвение. А о революции, да еще и в столь широкой трактовке (1905–1924 гг. как единое целое, а не один лишь 1917-й), мы не разговаривали давно.
5. Не узнать Юру Борисова с усами и волосами
Когда шли съемки, Юра Борисов еще не успел стать звездой мирового масштаба, «Анора» тоже была еще только проектом. В 2025 году он, вероятно, главный молодой актер нашей страны — по крайней мере, по количеству упоминаний в медиа и количеству мемов о нем. В сериале «Хроники русской революции» он предстает в непривычном образе: Юра играет не благородного гопника, а идейного государственного служащего, человека с четким и проработанным этическим кодексом.
Михаил Прохоров в исполнении Борисова — в чем-то классический сыщик-следователь: он проницателен и непоколебим в своих ценностях, энергичен и решителен, при этом невозмутим и словно бы лишен способности ошибаться. Лишь в четвертом мы впервые увидим, как его удалось кому-то обмануть, а до этого подполковник Прохоров казался почти супергероем.
Есть ощущение, что авторы пытаются создать эдакого альтернативного Эраста Фандорина, и пока что Прохоров ему уступает и в харизме, и в интересности. Но впереди еще 12 серий и примерно столько же бурных лет — от того, как раскроется главный герой, определенно зависит, обретет ли новый сериал народную любовь.
Главный редактор Psychologies.ru