Мы ищем одобрения родителей — и в детстве, и во взрослом возрасте. Стремимся их защищать, что бы ни случилось, как бы они ни были виноваты. Это нормально, мы так устроены.
Признавать, что ваши родители, возможно, были нарциссами, не просто неприятно — часто эта мысль вызывает жесточайшее сопротивление нашей психики. И все же не спешите в сердцах закрывать эту статью — особенно, если сейчас, во взрослом возрасте, вы сталкиваетесь с этими ощущениями:
1.Чувство, что вас не понимают
Как бы вы ни силились объяснить другим свою точку зрения, рассказать, что вы думаете и чувствуете, вас не покидает ощущение, что вас не понимают. Из-за этого вы часто кажетесь другим слишком откровенным: ведь кажется, что чем больше деталей вы предоставите собеседнику, тем лучше он вас поймет.
Таков результат многих лет газлайтинга. Напомним, что это форма психологического насилия, при которой жертву заставляют сомневаться в адекватности ее восприятия жизни. Когда ее чувства, эмоции, достижения и цели постоянно ставят под сомнение.
2.Неспособность доверять самому себе
Сегодня многие люди испытывают проблемы с доверием к миру, но те, кто в детстве подвергся газлайтингу, не доверяют еще и самим себе. Им сложно и страшно делать выбор — иногда настолько, что они в итоге так ничего и не выбирают. Кажется, что так безопаснее, чем сделать ошибку.
Но что самое страшное — такие люди уверены, что с ними что-то не так. Именно поэтому они не доверяют собственному восприятию и не верят в свои способности.
3.Тревожность и депрессия
Хроническая неспособность доверять себе и низкая самооценка часто приводят к развитию тревожности и депрессии, причем той их формы, которая наиболее сложно поддается лечению.
Перепады настроения, зацикленность на одном и том же, самокопание, зависимость от никотина или кофеина, злоупотребление снотворным, которое помогает хоть на время успокоиться и угомонить свою тревогу, — все это может быть следствием того, в какой атмосфере вы росли.
4.Проблемы с отношениями
Родитель-газлайтер убеждает ребенка в том, что доверять можно только ему, его суждениям и восприятию. И тому, кто вырос с подобным убеждением и ощущением, очень сложно строить отношения с другими — друзьями, коллегами и уж тем более возлюбленными.
Даже когда все идет хорошо, такому человеку необходимо добиваться любви и признания от партнера, который и так его любит. Это утомительно для обоих.
5.Самоизоляция
Тревога, депрессия, проблемы с доверием — все это приводит к тому, что рано или поздно жертва газлайтинга выбирает одиночество. Ей кажется, что только так можно себя обезопасить, избежать неприятных ситуаций, необходимости биться за чужое внимание и понимание. Газлайтинг — это насилие, которое приводит к травме, а травма заставляет нас отдаляться от других.
Почему важно осознать факт газлайтинга в детстве?
Нас научили «разбираться с собой», искать проблему в себе, брать на себя ответственность и менять свое поведение, чтобы что-то в нашей жизни изменилось. И это правильно.
Но есть одно «но»: если с абьюзивным партнером можно расстаться и пересмотреть свое отношение к происходящему, то абьюзивный родитель так и останется нашим родителем, что бы ни случилось, сколько бы лет ни прошло.
Если у ваших отца и матери слова постоянно расходились с действиями, если они нарушали данные вам обещания и отрицали ваши чувства, если они выставляли вас перед всем миром в невыигрышном свете, последствия такого поведения не устранить в одночасье.
А они, эти последствия, как мы уже говорили ранее, могут быть самыми плачевными: одиночество, неуверенность в себе, склонность выбирать токсичных партнеров, тревога, депрессия, вредные привычки и в целом — несчастное существование.
Конечно, надо понимать, что у газлайтинга много лиц. Не все газлайтеры — нарциссы: некоторые родители просто были эмоционально незрелыми и поверхностными людьми, не признававшими за своим ребенком права на эмоции, а некоторые слишком страшились собственных чувств и из-за этого отрицали чужую реальность.
Однако хронический газлайтинг — другое дело. Нарцисс-родитель не просто совершает разовые ошибки: он ведет себя токсично годами. И пока мы дети, мы даже не понимаем, что что-то идет не так. И вырастаем с искаженным представлением о том, что такое хорошо и что такое плохо. Не верим в себя, сомневаемся во всем.
Самое время положить этому конец. А для этого — признать проблему.