6 токсичных фраз, которые можно услышать на работе

Злые, обидные, обесценивающие слова коллег, начальства и клиентов могут долго оставаться в памяти и надолго подорвать уверенность в собственной профессиональной состоятельности. Поэтому так важно сразу распознавать токсичные фразы и учиться не относить их на свой счет.

1. «Без обид, но» («При всем уважении…»)

Самое интересное в этих двух фразах то, что именно они делают все предложение таким обидным: без них мы восприняли бы слова собеседника иначе, как конструктивную критику, а так понимаем, что он(а) транслирует неуважение к нам или нашей точке зрения либо сомневается в компетенции.

2. «У меня нет на это времени»

Для того, чтобы команда была сплоченной, у ее членов должно быть ощущение психологической безопасности: они должны знать, что могут обо всем рассказать друг другу и руководству, поделиться сомнениями и плохими новостями и попросить помощи.

Услышав, что у других сотрудников или непосредственного руководителя нет времени на него или его проблемы, человек понимает, что он и его задачи не в приоритете, чувствует растерянность и не знает, к кому обратиться. Скорее всего, второй раз просить поддержки он(а) постесняется и, возможно, в результате допустит ошибку, которая навредит общему делу.

3. «На самом деле N хочет сказать, что…»

Вам случалось оказываться в ситуации, когда один из собеседников при вас своими словами пересказывает остальным то, что вы только что сказали? Согласитесь, довольно неприятно — даже если человек передает вашу мысль верно, все равно возникает ощущение, что вы не умеете изъясняться и доносить до других свои мысли. Подобное поведение заставляет нас сомневаться в своих коммуникативных способностях и в конечном счете отдаляет от других.

офис

4. «А вы не слишком юный для?..»

За такой фразой могут скрываться как агрессия, так и сомнения в ваших способностях, в том числе лидерских. Сюда же можно отнести слова в духе «а ты неплохо справляешься для…» или «подчиненные будут вас больше уважать, если вы…». Тем самым собеседник будто хочет сказать, что вы недостаточно хороши и вас не принимают всерьез. Во многих это может заронить зерно сомнений в себе.

5. «Я не это имел в виду»

Да, в силу тех или иных причин собеседник действительно может неверно нас понять. И все же с этой фразой надо быть осторожнее — не стоит демонстрировать снисхождение и заставлять коллегу думать, будто проблема в нем. Если же собеседник говорит нечто подобное вам, скорее всего, он(а) просто защищается, так что не стоит воспринимать сказанное на свой счет.

6. «Больше никто на это не жаловался» или «Ты все принимаешь слишком близко к сердцу»

Тем самым коллега или руководитель будто говорит: если на эту проблему обратили внимание только вы, то можно ли это вообще считать проблемой? Так уж ли важно ваше частное мнение? Подобное обесценивание ухудшает любую коммуникацию, в том числе и рабочую. А чем хуже общение, тем больше вероятность совершить ошибку или пойти в неправильном направлении.

Услышавший подобные слова сотрудник, скорее всего, начнет сомневаться в своей способности оценивать ситуации и события. В следующий раз он промолчит, даже если что-то будет, по его мнению, не так, вовремя не расскажет о проблеме, что в конце концов может привести к провалу общего проекта.

Необходимо понимать, что слова важны, они имеют огромный вес и могут больно ранить. Так что важно самим тщательно подбирать их, стараясь не задевать других, и в то же время понимать: если коллега сказал что-то обидное, скорее всего, это больше говорит о нем, чем о нас.