1.Незаинтересованность в учебе
Мотивация бывает внешней и внутренней. У младших школьников преобладает внешняя: им важно, чтобы их хвалили учителя и родители.
Если вы хвалите ребенка, но он все равно не хочет делать уроки, попробуйте добавить в обучение элементы игры: выполняйте упражнения на скорость, используйте любимые игрушки ребенка, берите дополнительные подручные инструменты, например, маркерную доску. Чем интереснее процесс обучения, тем больше у ребенка будет желание получать новые знания.
В подростковом возрасте дети уже начинают задумываться о будущем, поэтому для них главной становится внутренняя мотивация. Но она бывает недостаточно сильной из-за того, что подросток хочет проводить больше времени с друзьями, не понимает ценность образования и просто ленится.
У подростков уже есть свое мнение, амбиции и авторитеты, в число которых родители часто не входят, поэтому взрослым сложно повлиять на мотивацию старших школьников. Чтобы ребенок начал прислушиваться к вашему мнению, нужно регулярно обсуждать с ним его интересы и акцентировать внимание на важности обучения.
Но главное — не давить и не навязывать свою позицию, а приводить весомые аргументы и пытаться вдохновить.
2.Отсутствие индивидуального подхода
Все дети воспринимают информацию по-разному. Одни школьники аудиалы и им все легче дается на слух, другим важно прочитать материал. А кому-то для запоминания нужно сделать зарисовки и конспект прочитанного. Поэтому задача родителя — помочь ребенку с выбором удобного способа обучения и научить применять его в жизни.
3.Большое количество дополнительных занятий
Многие родители стараются вырастить детей разносторонними личностями, поэтому отдают их в многочисленные кружки и секции. Конечно, при таком плотном графике у ребенка не остается времени и сил на выполнение домашней работы и подготовку к урокам. Как итог, снижается успеваемость.
Если вы видите, что ребенок сильно устает, откажитесь от части дополнительных занятий и оставьте только те, которые нравятся ему больше всего. У него обязательно должно быть свободное время для полноценного отдыха.
4.Страх перед плохими оценками
Боязнь двоек и троек мешает школьнику сосредоточиться и показать хороший результат. И чаще всего этот страх формируется из-за завышенных ожиданий со стороны родителей. Если с детства внушать ребенку, что тройка — это катастрофа, то он не сможет сосредоточиться на выполнении заданий и показать свой уровень знаний — вместо этого будет панически бояться того, что его отругают дома.
Узнали в этой ситуации себя? Тогда ваша основная задача — пересмотреть собственное поведение и перестать требовать от ребенка идеальных оценок. Гораздо важнее объяснить школьнику, зачем ему нужна учеба, как эти знания пригодятся ему в будущем.
Не ругайте его за плохие оценки. Лучше объяснить, как их исправить и не допустить в дальнейшем. Такое отношение позволит приучить подрастающего человека к преодолению трудностей. И он не будет сдаваться при первой неудаче.
5.Недопонимания с учителем
При наличии конфликта между ребенком и учителем следует узнать мнения обеих сторон. Разговор с ребенком должен происходить дома, в спокойной для него обстановке. Дайте ему выговориться и не критикуйте учителя. С преподавателем общайтесь наедине, без ребенка.
Причины конфликта могут быть самые разные, но большинство из них можно решить с помощью конструктивного диалога. Если это не удалось, то следующий шаг — обращение к руководству школы.
6.Отсутствие примера для подражания
Дети копируют поведение родителей в любом возрасте. Если мама и папа много работают, ведут активный образ жизни, занимаются спортом, много читают, учат языки, занимаются самообразованием, то именно такой образ жизни становится для ребенка нормой, и он стремится походить на них.
Аналогичная ситуация, только с обратным эффектом, наблюдается в семьях, где досуг взрослых ограничивается просмотром сериалов и пристрастием к вредным привычкам. Тогда ребенок не видит смысла в хорошей учебе и стремлении к чему-то большему.
7.Конфликты с одноклассниками
Если ребенок отказывается идти на занятия или приходит из школы в подавленном состоянии, то, возможно, у него есть сложности во взаимоотношениях с одноклассниками. Если это так, не бегите в школу, чтобы лично разбираться с обидчиками. Особенно если дело касается подростков — вы можете еще больше навредить его «репутации» в классе.
Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта самостоятельно — так он научится решать проблемы в будущем. Но в случае, когда своими силами конфликт не разрешается, нужно ставить в известность классного руководителя и школьного психолога.
Чтобы решить проблему низкой успеваемости, следует, во-первых, понять ее истинную причину и помочь ребенку с ней разобраться. А во-вторых, не требовать от школьника учиться исключительно на отлично. Старайтесь воспитывать в нем правильную мотивацию к получению знаний и достижению результатов, а не взращивайте страх перед плохими оценками.
Об эксперте:
Анастасия Никонова — методист