ПОЧЕМУ Ови Great 8?
Прозвища Александра Овечкина:
Ови (англ. Ovie) — сокращенный вариант фамилии;
«Александр Великий» (англ. Alexander The Great);
«Великая восьмерка» (англ. The Great Eight), придумана по аналогии с прозвищем Уэйна Гретцки — The Great One («Великолепная единица»).
Восьмерка имеет особое значение для Александра Овечкина — мама хоккеиста, Татьяна Овечкина, двукратная олимпийская чемпионка, чемпионка мира и Европы, выступала за баскетбольное «Динамо» и дважды выигрывала Олимпиаду в составе сборной СССР под номером 8.
Заниматься хоккеем Александр начал в 8 лет. В 1994 году, когда Уэйн Гретцки забил 894-ю шайбу, Ови было 8 лет (и он смотрел этот матч по телевизору). Со своей супругой Анастасией Шубской он познакомился в августе 2008-го. Свадьба состоялась 8 июля 2017-го. Первенец Сергей родился у пары 18 августа 2018 года.
Правила Александра Овечкина
1. Если ты действительно чем-то увлечен, тебя не приходится заставлять
Мои дети по-настоящему любят хоккей, спорт, постоянно занимаются. Главное, они сами хотят. Сережа берет клюшку, кладет на нее шайбу, пытается удержать — и очень злится, если шайба падает, может даже заплакать. Мы с женой Настей давно решили: пойдет — значит, пойдет, а «если надо заставлять, то не надо заставлять». Огромное спасибо бабушке, которая в Москве возит их на тренировки, хотя у нее не так много свободного времени. Жена Настя тоже с ними ездит, помогает.
Когда был «Матч года», я сказал, что могу взять Сережу и Илью покататься на раскатке. Они с ума сошли от счастья, для них это был праздник
Есть несколько версий, как я пришел в хоккей. Кто-то вспоминает, что я увидел матч по телевизору, открыл рот и сразу решил, что буду заниматься. Кто-то говорит, что меня просто привели в динамовскую школу, и там понемногу делал первые успехи. Я помню только то, что всегда грезил тренировками, клюшками, шайбами. Дома, на улице, в подъезде — я все время «болел» хоккеем.
2. Ценить, благодарить семью — в приоритете
Лет с десяти я знал, что должен стать успешным, чтобы обеспечить близких. И неважно, чем буду заниматься — хоккеем или чем-то еще. Родители наградили меня крепким здоровьем, дали мне все, что могли, пока я рос, поддерживали во всем, когда стал профессиональным хоккеистом. Я всегда гордился старшим братом Сергеем. Надеюсь, он тоже гордился бы мной. (Сергей погиб, когда Александру было 10 лет. — Прим. ред.)
История с Сергеем изменила меня. Я понял, что мы остались с братом Мишей, и дальше — наша ответственность за семью
Есть вещи, казалось бы мелочи, о которых важно думать. Когда дома все в порядке, ты становишься в разы сильнее. Уверен, без родных я бы многого не достиг. Став мужем и отцом, я еще четче расставил приоритеты в пользу самодисциплины: у меня двое детей, жена, с собакой надо погулять. Самое ценное для меня время — это время, проведенное с ними.
3. Живи настоящим, инвестируй в будущее
В начале этого года я зашел в музей «Эдмонтона». Интересно было посмотреть, как раньше готовились к матчам, как играли. Увидел форму Гретцки: коньки, шлем, клюшки — все было тогда другое, тяжелое, не очень удобное. Кожаные перчатки, мне показалось, нужно было разминать вечность, чтобы они стали нормальными. Я тоже застал это время — успел поиграть и в «деревянных» перчатках, и деревянными клюшками.
Когда держишь в руках такие вещи, остро чувствуешь, что жизнь летит вперед, все развивается
Важно сохранять эти моменты для истории. В свое время я начал думать о том, как могу передать юному поколению опыт, зажечь интересом к игре — так родилась идея спортивной Академии, которая, очень надеюсь, скоро откроется в Москве. Там мы сделаем музей для болельщиков, куда я передам часть своей коллекции. Подозреваю, Настя с этого момента не будет намекать о том, что я приношу и «разбрасываю» клюшки по всему дому.
4. Передавай опыт, цени традиции
Уверен, когда мои дети вырастут, благодаря коллекции лучше поймут, кто я. Сейчас в ней плюс-минус 300 экспонатов с автографами действующих и бывших игроков высокого калибра: коньки, джерси, перчатки, в том числе клюшки Кросби, Макдэвида, Маккиннона. Клюшка Гретцки — один из лучших экземпляров.
Он обещал мне такой подарок, если выиграю Кубок Стэнли, — я напомнил ему об этом на следующий день после победы
Меня часто спрашивают: с чего началась коллекция? Мы играли против «Питсбурга» на выезде, вернулись, и тренер передал мне клюшку Марио Лемье. Так и закрутилось. Кстати, не все экспонаты доставались легко: так было с клюшкой Коннора Макдэвида. В первый год, когда он только пришел, все пытались получить его клюшку, просили подарить. Знаю, что в клубе ему даже запретили это делать. Но мне он не отказал.
5. Не бойся выделяться
Хоккей «зажигает» не только спортсменов, но и болельщиков, люди часто хотят видеть интересное, новое. Когда я играл в «Динамо», решил сделать что-то свое. Так появились желтые шнурки, позже, уже в НХЛ, — тонированный визор, который, правда, потом запретили. А фирменные шнурки по-прежнему со мной, меняю перед каждой игрой — до 100 пар за сезон уходит, это примерно коробки три.
6. Не изменяй себе под давлением
Недавно у меня спросили, когда в Москве в последний раз была возможность спокойно одному сходить куда-нибудь, например, в магазин? Каждый день. Да, люди узнают, но все адекватные, понимают, что любому человеку важны границы и личное пространство. Так что все нормально.
Второй по популярности вопрос: что я чувствовал в момент, когда забил 895-й гол?
Много было давления. На тренировках, во время интервью меня регулярно спрашивали: «Когда?» Поэтому первое, что я почувствовал, — облегчение. Трудно было в это поверить. И конечно, гордость и благодарность. Хоккей — командный вид спорта. Мне с детства повезло с учителями, повезло с тем, что я смог состояться как хоккеист в одной команде. Я благодарен старшим игрокам, которые помогали, делились опытом игры в НХЛ. Благодарен семье и болельщикам.
7. Играй, пока можешь получать от игры удовольствие
Самый сложный момент в году — всегда после отпуска. В отпуске живешь в удовольствие, ну а дальше все иначе — интенсивные тренировки, часто трижды в день: «лед», «земля», вечерний кросс. Плюс диета. Пару дней помучаешься, а потом понимаешь, что втянулся, потому что любишь это дело. Если бы я хоккей не любил, то уже бы давно закончил. Так что себе 8-летнему я бы сказал: работай, ничего не меняй, доверяй себе, и все сложится.
8. В космос слетать любопытно, но пока есть другие дела
Понимаю, что хоккей в моей жизни не навсегда. Но честно скажу: я пока об этом не думаю. По контракту мне нельзя кататься на горных лыжах и сноуборде. Поэтому, как только смогу, точно первым делом поеду куда-нибудь в горы и обязательно найду время на путешествие по Африке, Японии и Китаю. Раньше говорил, что интересно было бы слетать в космос. В детстве мы все мечтали стать космонавтами (или хотя бы прыгнуть с парашютом). Но, пожалуй, я пока оставлю эти идеи — много планов, ответственности и дел здесь, на земле.