Беспорядок — генератор стресса

Представьте ситуацию: вы возвращаетесь с работы, открываете дверь квартиры и застываете в ужасе: все вверх тормашками, будто взорвалась бомба. В детской мешанина из одежды, игрушек и книг, в мойке горы грязной посуды, стол заставлен чашками с засохшими остатками кофе, еще и собака порезвилась: на полу — пара разбитых цветочных горшков.

Скорее всего, у вас перехватывает дыхание, кажется, что вы на грани помешательства. Ничего удивительного: беспорядок — триггер стресса и тревожности.

«Беспорядок ощутимо влияет на отношение к дому, работе и себе. Захламленный дом или рабочее место вызывают тревогу, беспомощность и усталость, — объясняет психолог Шерри Борг Картер. — При этом многие даже не подозревают, что это сильнейший источник стресса».

Беспорядок мешает продуктивности и креативности

Почему грязь и неразбериха провоцируют стресс и тревожность? Картер считает, что действуют 8 основных факторов:

  • Беспорядок заставляет нас чувствовать себя разбитыми, поскольку мы подвергаемся действию множества мелких раздражителей, что заставляет наши чувства работать сверх нормы.
  • Хаос отвлекает внимание, и мы не можем сосредоточиться на важном.
  • Среди разрухи трудно расслабиться как физически, так и эмоционально.
  • Мозг постоянно получает сигналы, что работа никогда не закончится.
  • Нас терзают мысли о том, как разгрести этот бардак.
  • Из-за неорганизованности мы чувствуем себя виноватыми, особенно если кто-то неожиданно заходит в гости.
  • Беспорядок мешает продуктивности и креативности.
  • Хаос выводит нас из себя, ведь на поиски нужных вещей уходит уйма времени и нет места, где можно спокойно подумать над проблемами.

К счастью, с этим справиться не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Стратегии борьбы с беспорядком

1. Если дом переполнен хламом, не наводите чистоту самостоятельно, зовите на помощь всю семью. Можно распределить обязанности, поручив каждому свой участок. Если живете одни, начните с одной комнаты и, только когда она будет полностью убрана, переходите к следующей.

2. Защитите свое пространство от «вторжения» беспорядка, раз и навсегда определите место для того, чем пользуетесь постоянно. Так будет намного проще и быстрее находить нужные вещи. Старайтесь держать меньше предметов на виду, поскольку они все равно создают ощущение хаоса. Пусть лежат в комодах, шкафах и выдвижных ящиках.

3. Избавьтесь от ненужных, бесполезных и нелюбимых вещей. Можно отдать их нуждающимся или просто выбросить. Главное, чтобы они больше не скапливались в вашем доме. То, чем пользуетесь редко, держите в коробках (например, в гараже), это позволит освободить место для предметов, которые нужны вам регулярно.

Не забывайте об удовольствии. Принимаясь за уборку, включайте любимую музыку

4. Сразу кладите на место все, чем пользуетесь. Тогда в вашем доме не будут образовываться завалы.

5. Заведите папку для бумаг, требующих внимания. Ваш рабочий стол станет более опрятным, а вам самим будет проще разбираться в документах.

6. Следите, чтобы вокруг не росли кипы бумаг. Разберите газеты, журналы, проспекты, письма и выбросьте все ненужное.

7. После работы всегда наводите порядок на столе. Это поможет испытать удовлетворение, а кроме того, всегда приятно возвращаться туда, где царит чистота.

8. Наконец, не забывайте об удовольствии. Принимаясь за уборку, включайте любимую музыку: благодаря ей работа будет спориться и время пролетит незаметно.


Источник: Curious Mind Magazine.