Кадр из мультсериала «Большой рот» | Источник: Кино Mail

Кадр из мультсериала «Большой рот»

Фото

Кино Mail

Предыстория и жанр сериала «Большой рот»

«Большой рот» (англ. «Big Mouth») — американский анимационный сериал, который выходил на онлайн-платформе Netflix с 2017 по 2025 гг., всего было выпущено 8 сезонов (81 серия).

Проект создан Ником Кроллом, Эндрю Голдбергом, Марком Левином и Дженнифер Флекетт на основе ряда автобиографических эпизодов, связанных с периодом полового созревания в жизни каждого из них. Номинальный ситком, сериал сочетает жанры coming-of-age (истории о взрослении), sadcom, «синей комедии» и сюрреалистического кино.

  • Sadcom (от английских слов sad + comedy, «печальная комедия») — жанр сериала, выполненного во многом по канонам ситкома, но отличающегося трагикомическими элементами и вниманием к таким темам, как депрессия, абьюз, травма. Получил распространение в 2010-е гг. на платформах Netflix, Adult Swim и др.

  • «Синяя комедия», или ribaldry — разновидность стендапа или кинокомедии, которая граничит с неприличием и даже непристойностью. Сексуальная тематика представлена в ней с особой грубостью, сатирически высмеивается. В отличие от «черной комедии», которая связана с такими эстетическими категориями, как «пугающее» и «болезненное», «синяя комедия» затрагивает темы, традиционно считающиеся оскорбительными.

Фактический шоураннер Ник Кролл рассказывал, что толчком к написанию сценария стали несколько постыдных воспоминаний из подросткового периода в его жизни

В частности, истории о том, как с него самого сняли штаны перед всем классом и осмеяли; как Эндрю Голдберг эякулировал, танцуя с девушкой на школьной дискотеке; как у Дженнифер Флекетт впервые пошли месячные во время экскурсии на статую Свободы. Каждая из этих неприятных и неловких ситуаций занимает центральное место в первых эпизодах первого сезона («Ejaculation», «Everybody Bleeds»). С них и начинаются подростковые годы основных персонажей-семиклассников, живущих в округе Уэстчестер (штат Нью-Йорк).

Кадр из мультсериала «Большой рот» | Источник: Кино Mail

Кадр из мультсериала «Большой рот»

Фото

Кино Mail

«Большой рот»: сюжет мультсериала

В течение сериала Ник Берч, его друг и одноклассник Эндрю Глауберман, а также их приятельница Джесси Глейзер и десяток других героев-подростков, переживают многочисленные вызовы пубертата:

  • осознание собственной сексуальности,

  • неудачные влюбленности,

  • непонимание происходящего с их телом,

  • конфликты со взрослыми и сверстниками,

  • попытки наметить свое будущее,

  • ментальное здоровье,

  • патологические привязанности и зависимости.

В первых же эпизодах Эндрю знакомится с Гормоно-Монстром (Hormone Monster) по имени Морис, которого юноша поначалу принимает за воображаемого друга. Как выяснится позже, Гормоно-Монстр — одно из семи существ, прибывающих в наш мир из параллельной реальности на разных этапах жизни, поэтому на протяжении какого-то времени бок о бок с такими монстрами приходится существовать каждому человеку. Миссия Мориса, как и других его коллег, поддерживать в Эндрю сексуальное желание и провоцировать вступать в отношения с теми, в кого он влюблен и кого вожделеет.

Советы Гормоно-Монстра далеко не всегда адекватны ситуации: зачастую Морис и прочие ему подобные существа выглядят похабными комедиантами и нелепыми трикстерами, толкающими своих подопечных к очередной неловкой ситуации. Тем не менее, именно эти мохнатые создания с их юмором ниже пояса — верные спутники подростков на пути полового созревания.

Постепенно с собственными Гормоно-Монстрами знакомятся все ключевые персонажи сериала, и многим из них приходится столкнуться затем с особенностями своей сексуальной идентичности

Анимационный сериал на Netflix выходит под рейтингом «18+». Он пять раз удостоен премии Американского общества специалистов по кастингу (2020–2024), дважды номинировался на премию «Эмми» за лучшую анимационную программу (2019, 2020) и четырежды выиграл премию «Эмми» за лучшее озвучание персонажа (Майя Рудольф в роли Гормоно-Монстра Конни, 2020, 2021, 2023 и 2024).

В 2022–2023 гг. на Netflix выходил спин-офф «Отдел кадров» («Human Resources»), действие которого происходит во вселенной Гормоно-Монстров, а производством занималась та же команда.

Кадр из мультсериала «Большой рот» | Источник: Кино Mail

Кадр из мультсериала «Большой рот»

Фото

Кино Mail

Разбор сериала «Большой рот»

Доминирующей темой сериала выступает детабуизация секса и подростковых сексуальных проблем и фантазий. Персонажи обоих полов занимаются мастурбацией и обсуждают ее; много говорят и думают о сексе; пытаются разобраться в том, какие их мысли и какие изменения с телом — нормальны, а какие — нет.

Сериал также работает с темой табу на стыд. Стыд как одно из центральных чувств, связанных с подростковым возрастом, здесь визуализирован: к героям то и дело наведывается Стыдо-Маг (Shame Wizard), напоминающий о том, что их поступки и помыслы неприемлемы. Персонажи не любят Стыдо-Мага и опасаются его, однако, как правило, не прислушиваются к его наставлениям, предпочитая советы своих Гормоно-Монстров.

По словам создателей, сами они, став взрослыми людьми, до сих пор вспоминают о некоторых эпизодах своего пубертата именно со стыдом, и весь период полового созревания прошел для них под знаком этого чувства. «Большой Рот» нормализует стыд, показывая, что с ним сталкиваются и живут буквально все подростки, и нередко кажущаяся постыдной ситуация на самом деле всего лишь обычное проявление меняющегося гормонального фона.

С третьего сезона все более значимую роль играет феминистский дискурс

Во втором эпизоде третьего сезона («Girls Are Angry Too») школьницы во главе с Джесси протестуют против введенного в школе дресс-кода и специально одеваются нарочито вызывающе. Итогом их протеста становится всеобщее принятие права всех учеников носить такую одежду, какая им удобна. Интересно, что этот эпизод содержит мета-отсылку к пятой серии первого сезона («Girls Are Horny Too»), в которой для мальчишек-семиклассников стал откровением тот факт, что и девочки могут испытывать сексуальное возбуждение, — теперь же они открывают и признают умение девочек злиться и выражать агрессию.

Другой примечательной темой сериала становится взаимодействие с современными технологиями: они выступают для героев-подростков источником как удовольствия, так и угрозы.

В одном из эпизодов Ник буквально влюбляется в новый смартфон и начинает выполнять все его (а точнее, ее, судя по визуализации и озвучке) желания, даже опасные для здоровья («Cellsea»), в другом Эндрю фотографирует свой пенис и загружает сотни таких снимков в семейный аккаунт на гугл-диске, о чем узнает вся семья («How To Have An Orgasm»). Каждый из подобных сюжетов обнажает амбивалентность технологий и то, как они могут усиливать стыд и делать взросление в цифровую эпоху особенно тяжелым периодом.

Кадр из мультсериала «Большой рот» | Источник: Кино Mail

Кадр из мультсериала «Большой рот»

Фото

Кино Mail

Стилистические и жанровые особенности сериала

Тема секса и полового созревания в сериале подается в комической манере, характерной для «синей комедии»: авторы смеются, порой довольно грубо, над разнообразными физиологическими деталями, и находят возможным шутить на любую тему. Как отмечает шоураннер Ник Кролл, анимация позволяет создателям шутить как угодно, не выглядя при этом похабно — сюрреализм и довольно мягкий стиль рисовки (отсылающий к сериалам «Ох уж эти детки» и «Эй, Арнольд!») позволяют нивелировать воздействие юмора «ниже пояса». Среди персонажей мультсериала встречаются говорящая вагина, кричащий лобковый волосок, томно стонущие подушки как объект вожделения и др.

Исследователи относят сериал к категории sadcom’ов, «печальных ситкомов», ставших популярными во взрослой анимации в 2010-е гг. («Конь БоДжек», «Рик и Морти»), и для этого жанра характерны трагикомичность и стремление к искренности и откровенности, несмотря на слои иронии.

Центральное место в стилистике сериала занимают такие постмодернистские приемы, как пародия, мета-связки и эксплуатация ностальгии (в духе теории Фредрика Джеймисона). Песня, звучащая в титрах каждого эпизода, представляет собой пародию на композицию группы Black Sabbath Changes, и подобные музыкальные пародии — порой весьма непристойные — повторяются в сериале неоднократно: например, песня Everybody Bleeds в конце серии о менструации на мотив Everybody Hurts группы R.E.M.

Персонажи осознают, что они являются таковыми: к примеру, отец Эндрю в одном из эпизодов («How To Have An Orgasm») комментирует и нетерпеливо «подгоняет» заставку, а Гормоно-Монстр Морис неоднократно обращается напрямую к зрителю, ломая «четвертую стену».

Ностальгией пронизан весь сериал, начинавшийся как полуавтобиографический, так что даже имена двух главных героев совпадают с именами двух создателей. Отсылки и прямые цитаты из таких классических мультсериалов, как «Симпсоны», «Гриффины» и «Американский папаша» встречаются здесь повсеместно, но «Большой рот» не просто ностальгирует, а стремится пошутить так, как не могли шутить даже самые смелые предшественники.

В отличие от героев упомянутых сериалов, персонажи Ника Кролла и др. взрослеют и меняются от серии к серии, причем сами осознают это и подшучивают над статичными Бартом Симпсоном или Стьюи Гриффином. Это роднит «Большой рот» с другими образцами sadcom’ов, «Конем БоДжеком» и «Риком и Морти». При этом центральная тема сериала — половое созревание — провоцирует ностальгию у зрителя, побуждая того поднимать пласты воспоминаний и переосмысливать роль пубертата в своей жизни.

Главный редактор Psychologies.ru