Название нашей лаборатории распадается на две части: с одной стороны, в нем присутствует личность и мотивация, а с другой — позитивная психология. Обращение к понятиям личности и мотивации связывает нас с обширной областью общей психологии, которая последние десятилетия развивается ускоренными темпами.
Скажем, психология мотивации сегодня не имеет ничего общего с дисциплиной, которая так называлась лет 50 назад. Если раньше казалось, что существуют отдельные желания и мотивы, которые возможно выделить и отдельно изучать, то сейчас очевидно, что их исследование переплетается с когнитивной психологией и с психологией регуляции деятельности.
Пришло осознание того, что психология упускает реальность, в которой человек не просто выживает и адаптируется, но и стремится жить хорошо
Если большую часть ХХ века психология личности изучала диагностируемые устойчивые свойства человека, которые предсказывают его дальнейшее поведение, то сейчас фокус внимания сдвинулся на то, что позволяет нам меняться, приспосабливаться к изменчивой ситуации. Мир становится все более динамичным и сложным, отсюда — целый ряд вызовов, которые не были в столь отчетливом виде представлены в ХХ веке.
Мы имеем дело теперь с ситуацией, которую мой учитель Александр Асмолов назвал «изменяющейся личностью в изменяющемся мире». Используя другую формулу Людмилы Анцыферовой, можно сказать, что наша лаборатория пытается ответить на вопрос: «Как изменять себя, не изменяя себе?».
О том, почему от решения всех проблем люди не становятся счастливее
На протяжении всего ХХ века психология занималась в основном исправлением вывихов, устранением каких-то недостатков, недоделок, нарушений в человеке (таковы были наиболее актуальные, срочные проблемы). Но около 15 лет назад пришло осознание того, что психология упускает реальность, в которой человек не просто выживает и адаптируется, но и стремится жить хорошо. Вот эту реальность и изучает позитивная психология.
Оказалось, что если вылечить человека от всех болезней, он не станет здоровым, здоровье — это другое качество. Равно как и от решения всех проблем люди не станут счастливее. Происходящее в «положительной» зоне основано на иных закономерностях, чем то, что происходит в «отрицательной» зоне функционирования человека. Как говорит основатель позитивной психологии Мартин Селигман: «Мы знаем, как из точки -7 прийти в точку -2 или 0, но мы не знаем, как из точки +1 прийти в точку +4».
Оказалось, если вылечить человека от всех болезней, он не станет здоровым, здоровье — это другое качество
В позитивной психологии акцент сдвинулся на профилактику, на культивирование характера, добродетелей, сильных сторон человека, его психологических ресурсов, которые помогают ему заранее предотвращать возникновение многих проблем и не становиться клиентом клинических психологов.
Психология вершин личности
Еще в 1930-е годы два великих психолога — Виктор Франкл и Лев Выготский — заговорили о «вершинной психологии» или «психологии вершин личности», которая противостоит одновременно и глубинной, и поверхностной психологии. Высшие специфические человеческие проявления, формы мотивации и структура личности — это сфера моих интересов, и вокруг них строится работа лаборатории. Это все, что имеет отношение к саморегуляции, умению брать ответственность на себя, механизмам личностного роста.
На любой вызов можно реагировать двумя способами — уклоняться от него или принимать. Принимать вызов означает самому усложняться в ответ, пытаться угнаться за миром. Конечно, мы все равно не сможем охватить все, мир будет развиваться быстрее, но путь усложнения, реализации своих человеческих ресурсов и развития своего потенциала — это достойный человеческий путь. Однако в современном мире выбор между этими двумя стратегиями — не вопрос жизни и смерти, есть масса возможностей развиваться и такая же масса возможностей не развиваться, много самых разных ниш, так что во многом это дело вкуса.
Неопределенность: способы взаимодействия
В России непредсказуемо не только будущее, но и прошлое, да и настоящее. Люди видят одну и ту же картину и рассматривают ее с позиции разных объяснительных моделей. Поэтому неопределенность кажется мне сейчас одной из самых главных психологических проблем.
Неопределенность — это довольно тяжелый груз для человека. Особенно для тех, кто считает, что нормой является определенность. Люди различаются по своей толерантности к неопределенности, по своей готовности признавать, что неопределенность — это часть нашей жизни. И те, кому удается примириться и понять, что без неопределенности жизнь никак не прожить, оказываются гораздо более успешными в совладании с ней и в решении задач выбора.
Определенность всегда относительна, а часто бывает самообманом
Можно привести в качестве аналогии отношение к любой стихии. Неопределенность — это стихия, точно такая же, как, скажем, вода. Если человек не умеет плавать, то он испытывает по отношению к глубокой воде ужас. Но если он умеет плавать, если он обладает нужными компетенциями взаимодействия с этой неконтролируемой и непредсказуемой стихией, то может найти способ сосуществования с ней и даже получить от этого удовольствие.
И начинать надо с понимания того, что так устроен мир (в нем всегда есть неопределенность) и по-другому не бывает. Определенность же всегда относительна, а часто она бывает самообманом. Есть такая пословица: «Если ты хочешь рассмешить Бога — начни рассказывать о своих планах».
Тревога в умеренных дозах — это нормально
Важно не смешивать страх перед будущим и тревогу перед будущим. Тревога — эмоция отрицательная, неуютная, но она выражает важную объективную реальность — будущее непредсказуемо. Наша тревога по поводу будущего есть некоторое отражение той особенности, что нам не дано предвидеть будущее. Человек, который не испытывает тревоги перед будущим, — это патология. Потому что будущее по определению неопределенно. Пытаться сделать вид, что этой неопределенности нет, пытаться сделать вид, что я точно знаю, что будет, значит претендовать на статус Бога.
Тревога в умеренных дозах — это нормально, неизбежно и даже полезно. И если пытаться избавиться от нее, это приводит только к тому, что она усиливается, становится непропорционально большой и принимает патологические формы. Не надо бороться с тревогой, с ней важно уметь сосуществовать, держать ее в умеренных границах.
Сейчас у нас очередной виток усиления неопределенности. Я бы всем рекомендовал прочесть книги Нассима Талеба «Черный лебедь» и «Антихрупкость» — бестселлеры, доступные на русском языке. Нассим Талеб довольно аргументировано пишет о том, что все самое существенное, что происходит с нами и в личной жизни, и в бизнесе, и в политике, — это все события, которые не поддавались прогнозу заранее. Пытаясь предвидеть будущее на основе экстраполяции настоящего, мы обманываем сами себя и закрываем себе возможность быстро среагировать на то, что реально произойдет. Будущее — это то, чего еще нет. Важно быть готовым к тому, чего еще не было, а не делать вид, что мы можем это предвидеть и рассчитать. Это главный совет, который я бы дал.
Если вы будете верить, что вы можете на что-то повлиять, то действительно сможете
И еще — опирайтесь на то, что непосредственно вас окружает, будьте внимательны к настоящему, ищите ресурсы в себе и своих близких. Не обращайте слишком много внимания на СМИ, на политиков и идеологов, они имеют крайне отдаленное отношение к той реальной действительности, которая сильнее всего сказывается на вашей жизни.
Если вы будете верить, что вы можете на что-то повлиять, то действительно сможете. Есть такое понятие в психологии — самоосуществляющееся пророчество. Мировоззрение всегда подтверждается. Только в одном случае оно подтверждается вам на пользу, в другом — во вред. Человек, который верит, что он в состоянии повлиять на события, действует иначе, чем человек, который не верит. И каждый приходит к тем результатам, к которым приводят его собственные действия.
Об эксперте
Дмитрий Леонтьев – доктор психологических наук, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ «Высшая школа экономики». Лаборатория была организована весной 2014 года. Ее научный руководитель Кен Шелдон входит в двадцатку самых цитируемых психологов США.
1 Источник: hse.ru/news/life/140368417.html