Быть на высоте в общении

Если перефразировать буддийскую мудрость «Любая возможность — самая лучшая возможность», можно сказать: «Любые отношения — самые лучшие». Ведь именно общение с другими позволяет нам проявлять свои лучшие качества, быть открытыми и доброжелательными.

Когда мы последовательно и спокойно отстаиваем свою точку зрения, сопереживаем и принимаем окружающих такими, какие они есть, мы ощущаем покой и уверенность. Такой стиль взаимодействия укрепляет нашу самооценку и в то же время дает оппоненту возможность проявить себя с лучшей стороны.

Когда же мы недоверчивы, злопамятны, агрессивны, мы отравляем жизнь не только тем, на кого направлены наши чувства, но и самим себе. Ведь негативные эмоции влияют на наше душевное и физическое равновесие, что подтверждают исследования психиатра Давида Серван-Шрейбера и нейробиолога Антонио Дамасио1.

Как же проявлять свои лучшие стороны? Сначала важно научиться распознавать механизмы психологической защиты, к которым мы бессознательно прибегаем, чтобы защитить себя от неприятных переживаний, душевной боли или тревоги. Перед вами шесть этапов на пути к освобождению.

1. Определите, какую роль вы играете

Вы всегда готовы прийти на помощь и утешить тех, кто в этом нуждается? А может быть, вы чувствуете себя отвергнутыми и покинутыми? Чтобы получить внимание и поддержку, мы, зачастую сами того не подозревая, играем какую-то роль. Это влияет на стиль наших отношений с другими — они становятся схематичными, стереотипными и, конечно, не приносят удовлетворения.

Тот, кто ощущает себя «жертвой», как правило, видит в других «преследователей», «спаситель» — «терпящих бедствие», и каждый, перекладывая ответственность на другого, проигрывает одну и ту же роль, не давая и не получая ничего взамен.

«Спросите себя: какие чувства (и ситуации) провоцируют меня на исполнение именно этой роли? — советует психотерапевт Борис Мастеров. — У «преследователя», например, главная эмоция — праведное негодование; у «жертвы» — внутренняя суета; у «спасителя» — жалость, чувство долга и ответственность за другого… Осознав это, вы сможете посмотреть на себя со стороны».

Представьте ваши отношения — любовные, социальные, родственные — в виде фильма: какого персонажа играете именно вы? Затем спросите себя, что дает вам эта роль и какие ограничения накладывает. Разобравшись в этом, вам будет проще представить, как можно реализовать свои глубинные желания, выйдя из привычного сценария и изменив стратегию поведения.

2. Верните себе свои проекции

Ваш начальник — бездельник, супруг — скуп и жаден, коллега — алчный карьерист… Вероятно, у этих представлений свои основания, но возможно, вы проецируете на других свои страхи или желания, приписываете им поведение или черты характера, свойственные вам и неприемлемые именно для вас.

Каково ваше участие в отношениях с этим человеком: возможно, агрессивное поведение оппонента стало ответом на вашу агрессию?

До тех пор пока вы считаете, что все неприличное, неприятное, стыдное присутствует только в других, вы не сможете познать радость настоящих человеческих отношений. Возьмите на себя долю ответственности за трудности в общении с другими — это важный шаг, чтобы отношения начали меняться, а вы почувствовали себя более уверенно.

Разберитесь, в чем вас обвиняют: вы не хотите что-то замечать в себе и проецируете это на окружающих? Это может быть ревность, зависть или желание контролировать других. Постарайтесь понять, каково ваше участие в отношениях с этим человеком: возможно, агрессивное поведение оппонента стало ответом на вашу агрессию? Поразмышляйте: возможно, ваши требования к другим завышены.

3. Старайтесь действовать

Собеседник может как воодушевлять, так и раздражать, предложение о сотрудничестве быть любопытным или, наоборот, оставит нас равнодушными…

Наша реакция на происходящее всегда спонтанна и непроизвольна и зависит прежде всего от эмоций, которые мы испытываем. Именно поэтому она часто сказывается на отношениях не лучшим образом, становится источником непонимания, обид и конфликтов. При этом действие — обычно результат наших глубинных потребностей и желаний. Учитесь осмысленно действовать, а не реагировать эмоционально и спонтанно.

«Начните с вопросов к себе: какие эмоции во мне преобладают — восторг, раздражение, любопытство, злорадство? — советует экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. — В чем я действительно нуждаюсь, в чем ощущаю потребность и как ее лучше удовлетворить? Учитесь говорить «нет», прекращайте чересчур агрессивную дискуссию, не отвечайте на провокацию собеседника, дайте себе время на размышления, прежде чем принять (или отклонить) предложение».

Важно также научиться слушать собеседника не перебивая. Все это позволит чувствовать гармонию с собой и проявлять лучшее в общении с другими.

Быть на высоте в общении

4. Упражняйтесь в искусстве критики

Слишком часто страх не понравиться, спровоцировать конфликт, вызвать обиду не позволяет говорить о том, что по-настоящему ранит, причиняет боль или разочаровывает. Но критиковать не значит быть агрессивным. Наоборот, конструктивная критика свидетельствует о подлинных чувствах: «Если я могу сказать тебе о том, что вызывает во мне такие сильные чувства, значит, ты мне не безразличен».

Кроме того, говоря о чувствах, мы позволяем другому что-то изменить в себе, а значит, личностно развиваться. И наконец, конструктивная критика — хорошее упражнение, которое освобождает от гнева, обиды или желания обмануть, требует проявления особых качеств, таких, как деликатность, искренность и эмпатия.

Критика должна быть конкретной и аргументированной, основываться на фактах, конкретных примерах и действиях. И конечно, нельзя критиковать личные качества, индивидуальные особенности оппонента.

5. Развивайте способность сопереживать

Индейцы говорят: «Перед тем как судить человека, походи целый день в его мокасинах». Проявлять эмпатию означает быть способным ощущать психологическое состояние другого так, как если бы оно было твоим собственным. Только такое глубокое и тонкое понимание может предотвратить поверхностные суждения о другом человеке.

На мгновение согласитесь с собеседником, почувствуйте, какие эмоции его наполняют, ощутите его мотивацию — как разумом, так и сердцем. «Сделайте это прежде, чем начать спорить с собеседником, — говорит Светлана Кривцова. — Со временем вы обнаружите, что ваше отношение к другим и к самому себе стало более мягким и доброжелательным».

6. Осмельтесь доверять!

Вы хотели бы доверять людям, но страх предательства или обмана сковывает вас. Кроме того, неприятные переживания из прошлого или ваша мнительность могут усилить недоверчивость или заставить отказаться от еще одной попытки.

«Это неверно, поскольку не доверять означает тратить огромное количество сил на то, чтобы подозревать, наблюдать, проверять, выжидать, — объясняет психотерапевт Маргарита Жамкочьян. — Что, в свою очередь, означает жить в постоянном напряжении, видеть мир негативно, истощая и отравляя себя и собственную жизнь».

Ищите основания верить людям, но никогда не делайте этого вслепую. Доверяйте окружающим настолько, насколько это в ваших силах. Попробуйте воспринимать собеседников как заслуживающих доверия, пока вам не известно обратное.

Об этом

  • «Психология мотивации и эмоций» (ЧеРо, 2006).
  • Эрик Берн «Познай себя» (Литур, 2004).
  • Юлия Крижанская, Виталий Третьяков «Грамматика общения» (Питер, Смысл, 2005).
  • Эдуард Киршбаум, Алина Еремеева «Психологическая защита» (Питер, Смысл, 2005).

1 D. Servan-Schreiber. «Guerir le stress, l’anxiete et la depression sans medicament ni psychanalyse». Pocket, 2005; A. Damasio. «Spinoza avait raison». Odile Jacob, 2003