Аселина Батыр
Если вы не следили за развитием нашумевшей истории в Threads (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России), вкратце введем в курс дела. Кондитер из Алматы Нуршат Акбергенова выполнила эксклюзивный заказ для блогерши Аселины Батыр на ее день рождения 3 августа в стиле «Великолепного века» — 18-килограммовый торт в виде корпешек (традиционные подушки с национальными узорами).
Однако оплату за свои услуги она так и не получила. Речь идет о сумме в 600 тысяч тенге (90 тысяч рублей) — из них заказчица перевела лишь 100 тысяч тенге (15 тысяч рублей) в качестве предоплаты.
Даже после того, как история получила огласку в соцсети, блогерша отказывалась оплачивать остаток, аргументируя все тем, что узнала итоговую стоимость только перед самым началом праздника. По ее мнению, исполнительница завысила цену, увидев размах мероприятия, и начала заниматься вымогательством.
С момента публикации первого поста Нуршат о том, что Аселина не оплатила зааз и перестала выходить на связь, прошло ровно три недели. Рассказываем, что изменилось за это время.
Аселина Батыр перевела часть денег за торт
14 августа Аселина все-таки перевела кондитеру часть денег — 200 тысяч тенге (30 тысяч рублей). «Для решения конфликта мирным путем мы воспользовались правом самостоятельной независимой экспертной оценки товара, так как цена не была озвучена во время передачи товара. Согласно экспертам, товар оценивается от 250-300 тысяч тенге (37-45 тысяч рублей)», — написала блогерша.
На своей странице в соцсети Аселина пояснила, что не имеет права публиковать документы, имеющие существенное значение при рассмотрении дела в суде, в том числе и результаты экспертизы, «во избежание косвенного воздействия на процессы».
Перевод поступил от менеджера Аселины Гульнары с подписью: «Ждем фискальный чек, АВР (акт выполненных работ)», но кондитер отправила деньги обратно.
Адвокат Нуршат Аржан Садуакас в ролике, выложенном на странице кондитера в тот же день, объяснил, что причина возврата — то, что данный отправитель не имеет задолженности перед кондитером. «Она вернула деньги, что было сделано правильно. Такие деньги, если поступают на счет граждан, будут фиксироваться, то есть никто не может просто так получать деньги», — отметил он.
Вероятно, речь идет о том, что банки могут блокировать подозрительные переводы как мошеннические. Кроме того, оплата с любого другого счета, помимо непосредственного заказчика, также может вызвать вопросы в суде. К тому же Нуршат несогласна с оценкой ее торта экспертизой, проведенной Аселиной.
Нуршат Акбергенова и Аржан Садуакас
Нуршат Акбергенова и Аржан Садуакас
Нуршат Акбергенова обратилась в суд
В том же ролике Нуршат раскрыла исковые требования к Аселине: «Я хочу, чтобы заказчик оплатил полностью стоимость этого заказа. Это авторская работа, я работала над ней не один день. Также она оскорбляла меня в социальных сетях. Никто не имеет права распространять недостоверную информацию. Это неправильно, поэтому я тоже буду за это судиться».
«Нуршат был нанесен репутационный ущерб, потому что это кондитер, который делает сложные торты и другие кондитерские изделия. На мой взгляд, данный торт является не только тортом, а искусством, как скульптура, к примеру. Вы оценили эту сумму в 600 тысяч тенге. На мой взгляд, наверное, это мало, но все же оговоренная сумма с вашей стороны», — отметил Аржан Садуакас.
Адвокат подчеркнул, что стоимость торта обговаривалась заранее, и Аселина с ней согласилась, хотя сейчас утверждает, что итоговая сумма была названа только после доставки
По его словам, в процессе изготовления торта требования заказчика несколько раз менялись — торт увеличился по весу и усложнился по дизайну. «К сожалению, Асель не хочет решить все досудебно и доводит дело до суда. Теперь мы вынуждены обратиться в суд для защиты интересов моеого клиента», — резюмировал он.
Нуршат Акбергенова и Аржан Садуакас на примирительной процедуре
Приглашение на примирительную процедуру, которое получила сторона Нуршат Акбергеновой
Аселина Батыр не явилась на досудебную встречу
27 августа Аржан Садуакас написал, что накануне прошла примирительная процедура по делу нашумевшего торта, однако Аселина на нее не явилась.
«В примирительной процедуре сама Аселина и ее представители не участвовали. Участвовали я и мой доверитель Нуршат. Теперь дело передадут для рассмотрения по существу, то есть по спору будут рассматривать, где-то через две недели у нас начнется уже первый процесс. К сожалению, непонятно, почему она не участвовала, проигнорировала. По идее, это неуважение к суду и участникам процесса. Так вообще в судебной практике не принято. Как минимум, пишут, что или не участвуют, или не согласны примириться», — рассказал он.
Кондитер добавила, что во время видеозвонка судья звонила с другого номера ответчику, но «трубку не подняли»
В свою очередь в разговоре с изданием
Адвокат Нуршат в свою очередь ответил, что уведомить Аселину о примирительной процедуре должен был суд, а не истец. «Она была в группе в WhatApp (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России), все читала и видела. Просто хочет манипулировать общественным мнением», — высказался он.
Аселина Батыр готовит встречный иск
Блогерша заявила, что ее адвокаты готовят встречный иск, где будет дана правовая оценка всем действиям противоположной стороны. «Я не нарушала ни одного закона. Я намеренно не подавала первой иск, чтобы избежать лишнего повода для новых хайпов и провокаций», — подчеркнула она.
Юрист-консультант Аселины Газиза Амирбекова рассказал
«Это настоящий буллинг мирового масштаба, ибо все инструменты, технологии, свойства и приемы соответствуют этому понятию. Хочу напомнить, что бремя ответственности лежит персонально на человеке, который был первоисточником», — отметила юрист.
Аселину Батыр продолжают критиковать в соцсетях
Последние действия Аселины — перевод части денег на основании некой экспертизы и неявка на примирительную процедуру — вызвали новую волну критики в ее адрес. Пользователей возмутило поведение блогерши, которая продолжает обесценивать работу кондитера, устанавливая свои цены, и игнорирует судебные мероприятия, несмотря на громкие заявления о желании разбираться с Нуршат через соответствующие органы.
«Мы воспользовались правом и сделали экспертизу? Экспертизу? Как это экспертиза оценила торт на 300 тысяч тенге (45 тысяч рублей)? А где оценка работы ее команды? Вы что совсем уже…»
«Мне любопытно стало, вот без сарказма. Что за экспертиза тортовая? Тортолог? По фото оценивает? А вкусовые качества интересно как оцениваются. Реально не понял, как это».
«Это даже хорошо, что она не участвует. Суд просто примет ваши доказательства, оценит их и нахлобучит ей огромную сумму в рассмотрении дела по существу. Потом будет от приставов бегать».
«Это та, которая все в юридическом поле хотела решать и засудить каждого, кто напишет коммент? Человек слова».
«Не знаю как у вас, но в Британии не пришедший автоматически проигрывает в большинстве случаев. Судьи очень злые бывают за неуважение к суду и трату времени суда подобным поведением».
«Не знаю, как в Казахстане, думаю что также, в РФ есть процедура уведомления (отправка письменного уведомления), если она сделана — считается, что человека уведомили. Это уже обязанность ответчика, брать трубку, читать сообщения и почту. Ну и в целом про суд было объявлено сразу, чем занимается подруга Аселины адвокат — неизвестно»