Игра — один из самых естественных способов познания мира. В детстве через игру мы пробуем, ошибаемся, фантазируем, исследуем. С возрастом теряем эту легкость, но способность играть никуда не исчезает.
Актерские практики возвращают к этому состоянию, только уже осознанно. Прежде всего они тренируют внимание, учат замечать изменения вовне: движения, паузы, интонации и дыхание. Также они формируют контакт с телом и ощущениями, а вместе с этим и способность распознавать свои эмоции и чувствовать других. Актерские практики основаны на осознанности и наблюдении, поэтому они со временем делают человека собраннее. Возникает внутренняя включенность, умение быть в процессе, не теряя фокуса.
Современные нейробиологи называют это развитием интероцепции — способности ощущать внутренние сигналы тела и использовать их для регуляции эмоций
Американский нейробиолог Эндрю Хуберман : мозг постоянно ведет диалог с телом. Он перестраивает свои связи под влиянием наших действий, мыслей и опыта. Именно поэтому телесные актерские техники, такие как дыхание, движение, внимание к телу, являются инструментами реальной нейронной перестройки, а не просто упражнениями для концентрации.
Тест: Насколько у вас развита концентрация?
- 1/8
Как часто вы погружаетесь в свои мысли и даете волю воображению?
Постоянно, я часто теряюсь в собственных мыслях
Иногда, особенно когда натыкаюсь на что-то вдохновляющее
Редко, я умею концентрироваться на нескольких задачах
Довольно часто, у меня блуждающий ум
Нейробиологи также , что у актеров во время исполнения роли снижается активность передней префронтальной коры, отвечающей за саморефлексию и внутренний контроль. Это состояние помогает на время отпустить чрезмерное самокопание и выйти за пределы привычных мыслительных схем.
Когда человек играет, он не просто изображает роль, а буквально перестраивает работу мозга. С каждым разом этот опыт становится все устойчивее, мозг «запоминает» состояние свободы и учится легче входить в него. Поэтому со временем человек становится более гибким, адаптивным и быстрее находит нестандартные решения.
Эффект игры проявляется не только на уровне нейрофизиологии, он затрагивает и глубинные психологические процессы, связанные с тем, как человек воспринимает себя
Карл Юнг писал, что именно в игре активируется самость — та творческая и целостная часть личности, которая способна соединять противоположности. Через игру мы вступаем в диалог с разными сторонами себя, учимся слышать их, а не подавлять. Актерские практики развивают способность быть разным, не теряя ощущение себя, что особенно важно в нашем мире многозадачности и перемен.
Неслучайно драматерапию сегодня рассматривают как действенный способ психологической поддержки. Метод основан на том, что эмоциональный опыт можно осознавать и преобразовывать через символическое действие и игру. Проживая роль, человек выносит внутренние переживания наружу и получает возможность переработать их в безопасной форме.
Поэтому драматерапия восстанавливаться после травматических событий, снижать тревожность и укреплять чувство внутренней опоры. Работа через игру и воображение позволяет увидеть себя с другой стороны, вернуть уверенность и смелость в самовыражении.
Когда практики требуют осторожности
Игровые техники могут быть мощным инструментом самопознания, но, как и любая работа с эмоциями, требуют осознанного обращения. В классической актерской школе важно уметь мгновенно переходить от смеха к слезам, от гнева к мягкости. Но для человека без профессиональной подготовки такие упражнения могут обернуться не раскрытием чувств, а эмоциональной нестабильностью.
С точки зрения нейропсихологии глубокое вживание в роль связано с физиологическими . При длительной идентификации с персонажем активируется стрессовая ось гипоталамус–гипофиз–надпочечники (HPA), которая отвечает за выработку кортизола.
Если эмоциональное напряжение сохраняется дольше, чем того требует ситуация, организм не успевает выключить стрессовую реакцию. Появляется чувство опустошения и раздражительность. Поэтому профессиональные актеры часто используют техники «де-ролевизации» — приемы, которые помогают выйти из роли и восстановить внутренний баланс.
Например, студенты театральных вузов на первом курсе практикуют метод «стоп-вопросов»: что я сейчас делаю, о чем думаю, что для меня важно, в какой я роли? После того, как роль осознана, появляется возможность дистанцироваться от нее и выбрать другую.
Сразу полностью «снять» роль невозможно, ее можно лишь заменить
Иногда даже профессионалам трудно выдерживать глубокое погружение в образ. Эдриан Броуди, сыгравший Владислава Шпильмана в фильме «Пианист», , что это было одно из самых тяжелых переживаний в его жизни: «Мне пришлось проделать огромную внутреннюю работу, чтобы воплотить Шпильмана. Бывали моменты, когда я не был уверен, что смогу выйти из этого состояния в здравом уме». После съемок ему понадобилось почти полтора года, чтобы вернуть привычное самоощущение.
Грань между ролью и реальностью действительно тонка, поэтому осторожность естественна. Но чаще всего страх перед актерскими техниками связан не с реальной опасностью, а с внутренними барьерами — особенно у людей, которые пробуют применять эти методы не на сцене, а в обычной жизни.
Некоторым кажется, что такие упражнения делают человека фальшивым. На самом деле актерские практики не добавляют искуссвенности, а помогают снять уже привычные маски, ведь мы и так играем в вежливость, уверенность или спокойствие, даже если внутри чувствуем другое. Осознанная игра лишь делает этот процесс видимым и возвращает контроль, мы начинаем различать, где действительно искренни, а где действуем по инерции. И в этом смысле игра не отдаляет нас от себя, а, напротив, приближает.
Игровые техники, которые можно использовать в жизни
Эти упражнения легко встроить в повседневность — мы часто их даем ученикам «Пути Игры». На них не нужно много времени: достаточно нескольких минут и любопытства к тому, что происходит внутри. Главное — относиться к ним не как к заданиям, а как к опыту наблюдения за собой.
1. Три круга внимания
Упражнение развивает концентрацию и помогает управлять фокусом. Сядьте удобно, закройте глаза и в течение минуты просто слушайте себя: дыхание, сердцебиение, легкие движения внутри тела. Это первый круг, когда все внимание направлено внутрь.
Через несколько минут расширьте восприятие. Заметьте звуки вокруг, ощущения от поверхности, на которой вы сидите, температуру воздуха. Все, что происходит вокруг вас в метре. Это второй круг — внимание выходит наружу.
А затем попробуйте уловить звуки и движения за пределами комнаты: шум улицы, голоса, ветер. Это третий круг.
Постепенно переключая фокус с внутреннего на внешний и обратно, вы тренируете способность управлять вниманием. Со временем это помогает быстрее возвращаться в состояние присутствия.
Что делать, если уронил сценарий? Тест для знатоков истории и культуры театра
- 1/8
Где и как зародилось театральное искусство?
В средневековых храмах и соборах проводили цирковые и светские выступления
В Афинах — это было зрелищное развлечение публики ряжеными в честь Бога Диониса
В Древнем Риме проводили гладиаторские бои и представления с дикими животными
2. Бредогенерация
Эта игра развивает воображение и креативное мышление. Возьмите два совершенно несовместимых предмета, например бобра и гвоздь, и за минуту придумайте между ними как можно больше сходств. Пусть ассоциации будут абсурдными и смешными, чем меньше времени на раздумья, тем свободнее поработает фантазия.
Упражнение работает с внутренними зажимами, помогает выходить за рамки шаблонного мышления и тренирует спонтанность.
3. Три роли
Эта практика мягко расширяет эмоциональный диапазон. Выберите трех персонажей из фильмов или книг, которые вам симпатичны, но далеки от вас по темпераменту. Попробуйте немного «пожить» их манерой, повторяйте их интонации, позы, жесты. Можно добавить деталь, которая помогает войти в образ, — например, музыку, аромат или элемент одежды.
Суть не в том, чтобы сыграть чужую жизнь, а чтобы чуть отойти от своей привычной роли. Иногда достаточно часа, прожитого «не собой», чтобы понять, где мы застряли в старых сценариях и как можно реагировать иначе. Это простая игра, но в ней есть терапевтический смысл: она возвращает ощущение свободы быть разным.
Актерские техники все чаще выходят выходят за пределы сцены и становятся частью новой культуры психологической гигиены и саморазвития. Их используют психологи, преподаватели, врачи и коучи, чтобы помочь людям лучше понимать свои эмоции, управлять вниманием и справляться со стрессом. Мы привыкли быть собранными, продуктивными и «правильными», а игра возвращает нам естественность, возможность быть живыми и разными.

Тренер-наставник и создатель авторских программ «Пути Игры», актриса и режиссер театра «Арлекиниада»