Что мешает достичь цели: 7 ловушек мышления — исключите перфекционизм и трудоголизм
Фото
Unsplash

1. Позиция жертвы

Иногда мы говорим: «Моя жизнь — сплошной стресс». Однако негативное мышление только усугубляет чувство подавленности. Когда мы воспринимаем все, что с нами происходит, как угрозу, в кровь попадает кортизол — гормон стресса. Мы начинаем паниковать, теряем контроль над действиями и принимаем опрометчивые решения. Даже когда все в порядке, мы концентрируемся на том, как много еще не сделано, а не на том, что уже идет неплохо.

Какую бы карьеру мы ни выбрали, время от времени испытываем стресс. Важно не дать ему стать неуправляемым. Ведите записи того, куда уходит время. Если чувствуете, что стресс накрыл с головой, обратитесь за помощью.

2. Перфекционизм

Каждый хочет делать свое дело лучше всех. Но стремление догнать и перегнать лучших может отвлечь от того, что действительно важно. Мы боимся показать себя недостойными и придумываем отговорки: «не могу начать, пока не уберусь на столе»; «с утра я плохо соображаю, лучше подождать до вечера»; «надо покурить, а то туман в голове». Знакомо? Вы чувствуете, что не соответствуете строгим требованиям. Но кто их устанавливает? Только вы сами.

3. Пораженческие истории

Вполне естественно искать смысл происходящего: почему это случается? чем это грозит мне? какова моя роль в этом? Это помогает принимать решения. Но когда мы находимся в стрессе, не можем объективно оценивать себя и анализировать происходящее.

Психолог Лора Вандеркам, автор книги «Я знаю, как она делает это», собрала истории повседневной жизни сотен женщин. Она просила героинь фиксировать все, что с ними происходит, и отдельно — давать оценку своим действиям и переживаниям. Оказалось, самооценка большинства из них была очень искажена: например, они жаловались, что «совершенно не видят детей», хотя проводили с ними по 35 часов в неделю. Они не замечали этого несоответствия и считали себя плохими матерями.

Депрессивные мысли накапливаются и приводят к бессознательному чувству тревоги

Каждый поступок, который наш внутренний судья оценил как «плохой», подшивается в «дело». Постепенно детали забываются, остается только ощущение никчемности. Следите за мыслями и оценками и время от времени пересматривайте представления о самих себе: откуда они взялись? в какой момент? на чем основаны? справедливы ли они?

4. Стремление все делать самостоятельно

Вы можете представить Илона Маска, который лично составляет списки канцелярских принадлежностей, чтобы закупить для офиса? Заманчиво думать, что мы в ответе за все, но в итоге позиция оборачивается как минимум срывом планов, не говоря уже о нервном срыве. Определите свои сильные стороны и сконцентрируйтесь на том, что можете сделать только вы. Распыляясь на мелкие задачи, вы рискуете потерпеть неудачу в главном.

5. Работа без перерывов

Ваш список дел на день занимает пару плотно исписанных страниц в блокноте и не позволяет даже выйти в туалет? Жить в таком режиме не только непродуктивно, но и опасно. Наш мозг работает так же, как и любая другая часть тела: устает после нагрузок и нуждается в отдыхе, прежде чем вновь будет способен работать продуктивно.

Четкий ритм с чередованием периодов занятости и отдыха всегда лучше, чем авральная мобилизация с переутомлением и попытками отоспаться впрок на выходных

Разделите день на отрезки с шагом в 90 минут: через каждые полтора часа делайте перерыв, в течение которого полностью отвлекайтесь от рабочих задач. Так вы не только дадите себе время на перезарядку, но и научитесь точнее определять, сколько успеваете делать за один сеанс.

6. Планирование «на авось»

«Давай встретимся и пообедаем вместе». — «Здорово, отличая идея». Проходит два года, мы случайно встречаемся на улице или в гостях и снова повторяем диалог.

Вот в чем дело: если мы не даем себе твердое обязательство сделать что-то, скорее всего, этого не случится. Каждый день мы сохраняем десятки ссылок, которые неплохо было бы посмотреть позже, и в итоге не открываем ни одну. Записываемся на онлайн-курсы и в итоге бросаем, потому в последний момент всегда появляются другие дела.

Приучите себя жестко планировать все, что вам может быть важно. Вы хотели бы встретиться с другом или потенциальным деловым партнером? Наберите номер прямо сейчас и не кладите трубку, пока не назначите время и место встречи.

7. Стремление угодить другим

Часто мы не можем найти время на занятия и людей, которые нам по-настоящему интересны, потому что пытаемся заслужить расположение тех, к кому на самом деле равнодушны. Мы идем на корпоративы, потому что думаем, что должны быть там. Мы соглашаемся на просьбу начальника поработать сверхурочно, хотя еще недавно подумывали о том, чтобы уволиться.

Бизнес-тренер и мотивационный оратор Шаа Васмунд советует использовать правило 20/80: определите 20% самых важных для вас людей и думайте о них в первую очередь. Это не значит, что остальных 80% нужно полностью игнорировать. Просто помните о приоритетах.