Что тревожит молодых: наблюдения университетского психолога
Фото
Getty Images

Психолог, доцент кафедры общей и практической психологии МГПУ Лариса Овчаренко, с первого дня работающая на линии, рассказала, что большинство звонков поступает от студентов-бакалавров 18–22 лет.

По словам эксперта, это объясняется тем, что у современных молодых людей выше уровень психологической культуры, чем у взрослых. Они лучше понимают необходимость работы с психологом, считают это нормальной практикой, открыты и готовы говорить про свои эмоции и переживания. Тематика запросов разная: плохое настроение, его пониженный фон, невозможность пережить страх, агрессия.

«Сейчас происходит наслоение личных и общемировых событий. Любая внешняя и внутренняя кризисная ситуация нарушает образ будущего. Если я не знаю, что будет дальше, это порождает высокий уровень тревоги. Актуальными становятся такие проблемы:

  • поиск своей идентичности,

  • желание показать самостоятельность родителям,

  • страх не найти работу,

  • конфликты в семье,

  • тревога за близких.

Большинство хочет получить совет или подтверждение правильности своих решений», — говорит психолог.

Часть студентов обращаются к психологу, чтобы решить проблему без участия родителей. Другими словами,

они используют кризис как попытку доказать окружающим, что им хватает сил справиться: «Я молодец, я сделал все сам»

Но особенно помощь нужна тем, кто в настоящий момент живет без родителей.

«В психологии есть такое понятие, как совладающее поведение или копинг-стратегия: совладание со стрессом, преодоление его с помощью своих же ресурсов. Это осознаваемый механизм, который регулируется сознанием: человек понимает, что он ищет лучшие варианты, чтобы справиться с жизненными трудностями и снизить воздействие стресса на психику.

Студенты же впервые оказываются в таких условиях и поэтому сложнее перерабатывают психическую энергию, которая у них возникает. Они, конечно, взрослые, но еще дети. У них меньше ресурсов и выше тревожность. Переживания их усиливаются из-за того, что нет возможности обнять маму и почувствовать тепло и заботу», — добавляет Лариса Овчаренко.

Так или иначе, основной запрос у тех, кто звонит на линию поддержки, — это поиск точки опоры. Поэтому на каждой сессии психологи стараются снять напряжение обратившегося и вывести того в ресурсное состояние. То есть помочь почувствовать стабильность. Арсенал методов у каждого специалиста свой — это могут быть как авторские методики, так и общепризнанные в психологии инструменты.

Например, один из способов, который практикует с клиентами Лариса Овчаренко, — медитация. Кроме того, важно облекать свои переживания в слова и помогать делать это близким, а также не купировать эмоции и позволять себе радость.

В кризисной ситуации многим непросто разрешить самому себе быть счастливым. Однако это важно

«Человек должен создать комфортную и безопасную среду. Если для этого нужно что-то приобрести — купить, с кем-то увидеться, — назначить встречу. Также стоит стараться быть в моменте и проживать каждую секунду, наслаждаться утренним кофе, неспешной прогулкой, просмотром любимого фильма», — подчеркивает Лариса Овчаренко.