Начнем с простого эксперимента. Представьте двух людей: один очень похож на вас, а другой совершенно не похож. Оба корчатся от боли. Кому вы сочувствуете сильнее? «Одинаково», — скажете вы. И будете искренне в это верить. Но ваш мозг расскажет другую историю.
В конце сентября в интеллектуальном пространстве «Саренок» прошла лекция Анны Макарчук «Мозг против предрассудков: что наука знает о толерантности?». То, что рассказала психолог и директор Центра толерантности, заставило задуматься о самых неудобных вопросах человеческой природы.
Анатомия сочувствия
Эмпатия — это не абстрактная добродетель, а вполне конкретный нейробиологический процесс. Когда мы видим чужую боль, в нашем мозге активируются те же области, что и при собственных страданиях: передняя поясная кора и передняя островковая доля.
Это своеобразные «зеркала боли» — они позволяют нам не просто понимать, но и физически ощущать чужие переживания (если интересны подробности,
Открытие этих механизмов стало революцией в нейронауке. Впервые удалось показать, что эмпатия — не метафора, а буквальная реальность: чужая боль становится нашей болью на уровне мозговых процессов. Казалось бы, вот оно — биологическое основание человеческого сострадания и морали.
Но дьявол, как всегда, в деталях.
Первые трещины в идеальной картине
В 2009 году группа исследователей из Пекинского университета решила
Они поместили китайских и европейских студентов в томограф и показали им видео: люди разных рас получают болезненные уколы иглой или безболезненные прикосновения ватной палочкой.
Результат был, мягко сказать, неприятным. Мозг активно «сопереживал» только представителям своей расы. Когда китайцы видели страдания других китайцев, их передняя поясная кора работала в полную силу. Но стоило показать европейца в аналогичной ситуации — активность резко падала. То же самое происходило с европейцами: их нейроны сочувствия «молчали» при виде «китайской» боли.
Самое поразительное: участники этого не осознавали. На прямой вопрос они отвечали, что одинаково сочувствуют всем людям. Сознание говорило одно, мозг делал другое.
Глобальный масштаб проблемы
Может быть, это случайность? Культурная особенность? Последующие крупномасштабные исследования, охватившие сотни научных работ и тысячи испытуемых, показали: расовый фаворитизм в эмпатии — универсальное человеческое свойство (подробности в
Его обнаружили у представителей разных этнических групп: азиатов, европейцев, африканцев, американцев. Неважно, в какой стране проводился эксперимент, неважно, какой была политическая обстановка. Везде мозг практически одинаково реагировал на простую формулу: свой = сочувствие, чужой = равнодушие.
Более того, эта предвзятость проявлялась на всех уровнях нервной системы.
Скорость: различие в реакции на «своих» и «чужих» возникает уже через 150 миллисекунд после восприятия
Интенсивность: активность ключевых зон мозга снижается на 30-50% при виде страданий «чужих»
Устойчивость: эффект не исчезает даже при сознательных попытках его подавить
Не только раса: справедливость и социальный статус
Но расовая принадлежность — далеко не единственный фактор, который заставляет наш мозг делить людей на «своих» и «чужих». Исследователи из Университетского колледжа Лондона во главе с Таней Сингер обнаружили еще один мощный регулятор эмпатии — восприятие справедливости.
В 2006 году они провели остроумный эксперимент (подробности в источнике). Участники сначала играли в экономическую игру с двумя незнакомцами. Один из партнеров вел себя честно, другой обманывал и нарушал правила. Затем испытуемых поместили в томограф и показали, как этих же людей подвергают болезненным процедурам.
Результат был отчасти предсказуемым, но все равно напрягает, ведь абсолютно честных и безгрешных людей не существует. Когда страдал «справедливый» игрок, мозг участников активно сопереживал — работали те же области, что и при собственной боли.
Но когда мучился «обманщик», эмпатические реакции резко ослабевали
Похожий механизм работает и с социальной иерархией. Еще одно исследование китайских ученых
Передняя островковая кора и передняя поясная кора — те самые «зеркала боли» — активно реагировали на страдания людей с более низким статусом. Но при виде боли «вышестоящих» эта активность значительно снижалась. Словно мозг говорил: «Этот человек большую часть времени живет лучше, чем я… ну и пожалуйста! Его боль меня не касается!».
Какой вы эмпат?
- 1/10
Ваш лучший друг звонит и в слезах рассказывает вам о разрыве отношений. Вы…
Уже жалеете, что ответили на звонок, ведь теперь придется выслушивать все это 2 часа.
Молекулы предрассудков
Нейроученые пошли дальше и стали изучать биохимические механизмы предвзятости. Особое внимание привлек окситоцин — «гормон любви», который, как считалось, делает нас добрее ко всем людям.
Оказалось, что окситоцин — не универсальный «гуманизатор». Он работает избирательно: усиливает эмпатию к «своим» и не влияет на отношение к «чужим» (
Эволюционная ловушка
Почему естественный отбор «наградил» нас такой особенностью? Ответ кроется в истории человечества. Десятки тысяч лет наши предки жили небольшими племенами, где способность быстро различать «своих» и «чужих» была вопросом выживания.
Те, кто лучше заботился о соплеменниках и настороженнее относился к чужакам, имели больше шансов выжить и передать свои гены. Групповая лояльность превратилась в биологическую программу, встроенную в архитектуру мозга.
Но эволюция не знала, что когда-нибудь ее «изобретения» будут мешать жить в глобализованном мире. Наш мозг с прошивкой каменного века продолжает делить людей на племена в эпоху интернета и международных корпораций. Если, конечно, мы его не останавливаем.
Еще одна бочка дегтя: страдают? нам нравится!
Самое тревожное
Получается, мозг не просто меньше сочувствует «чужим», он может испытывать определенное удовлетворение от их страданий. Это нейробиологическая основа того, что немцы называют Schadenfreude — злорадства. Особенно сильно этот эффект проявляется у мужчин (женский мозг оказался несколько менее предвзятым) и у людей с выраженными авторитарными установками.
Важные нюансы, пока вы совсем не разочаровались в людях:
этот эффект проявляется в основном к тем, кого участники воспринимают как «заслуживающих наказания»;
активация центров вознаграждения не всегда означает сознательное злорадство;
это может быть эволюционным механизмом поддержания справедливости в группе.
Но да, увы, мозг быстро и автоматически определяет «своих» и «чужих» по множеству признаков. Причем критерии могут быть совершенно случайными — достаточно разделить людей на команды по выбору любимого художника / рандому / жребию / по тому, какая рука у вас оказалась сверху, когда вы их складываете, и эмпатия тут же становится избирательной.
Мы что же, все обречены?
Прежде чем впадать в отчаяние от собственной «врожденной порочности», стоит помнить: справедливость к «чужим» тоже заложена в нашем мозге. Просто она использует другие нейронные сети — области, отвечающие за абстрактное мышление и моральные суждения.
Конфликт между эмоциональной предвзятостью и рациональной справедливостью — это не баг человеческой природы, а ее фича. Он заставляет нас постоянно выбирать между инстинктом и принципами, между племенем и человечеством.
Можно ли перепрограммировать сочувствие?
Ответ обнадеживающий: да, можно. Но только если вы этого сознательно хотите.
Межрасовый опыт
Исследования показывают, что люди, долго живущие в мультикультурной среде, демонстрируют минимальную расовую предвзятость в эмпатии. Их мозг научился одинаково реагировать на боль любых людей.
Личное знакомство
Отдельные эксперименты показали, что близкие отношения могут преодолевать предвзятость. Когда в исследованиях участвовали не незнакомцы, а друзья или романтические партнеры, эмпатическая активация мозга была гораздо более равномерной.
Когнитивные стратегии
Простая инструкция «сосредоточьтесь на чувствах этого человека» способна практически полностью нивелировать негативное отношение. Когда мы думаем о человеке как о личности, а не как о представителе группы, срабатывают другие нейронные пути. Учитесь замечать моменты, когда срабатывает автоматическая категоризация «свой-чужой», и сознательно переключайтесь на индивидуализацию.
Осознание иерархий
Простое понимание того, что социальный статус влияет на наше восприятие, уже помогает. Когда мы замечаем, что сочувствуем условно подчиненным, условно слабым, условно неудачникам больше, чем начальникам, умным и сильным, богатым и знаменитым, то можем сознательно скорректировать свою реакцию.
Справедливость как мост
Когда мы воспринимаем человека как честного и справедливого, добавляем к его портрету штрихи доверия, расовые и статусные барьеры ослабевают. Мозг может «переписать» категории: из «чужого» по одному параметру человек превращается в «своего» по другому.
Переопределение границ группы
Если людей объединить общей целью или принадлежностью к одной команде, мозг начинает воспринимать их как «своих». Футбольные фанаты или волонтеры сильнее сочувствуют игрокам своей команды независимо от их отличий.
Этическая дилемма и надежда на префронтальную кору
Понимание биологических основ расизма создает опасную этическую дилемму. Не дает ли оно повод оправдывать дискриминацию «естественными» причинами? Не становимся ли мы заложниками собственной нейробиологии?
Ответ однозначен: объяснение не равно оправданию. Мы не выбираем свои инстинкты, но выбираем, как на них реагировать. Более того, само знание о существовании этих механизмов — уже первый шаг к их преодолению.
Возможно, через несколько поколений глобализация и межрасовые браки сделают расовую категоризацию биологически невозможной. Возможно, генная терапия позволит «отключать» нежелательные предрассудки. А может быть, ИИ научит нас быть более справедливыми к себе подобным.
Но есть и хорошие новости. В нашем мозге живет не только древний расист, но и молодой гуманист. Речь идет о префронтальной коре — области, которая у людей развита гораздо сильнее, чем у других приматов.
Эта область развилась относительно недавно по эволюционным меркам и отвечает за абстрактное мышление, моральные суждения и самоконтроль
Именно префронтальная кора позволяет нам осознать несправедливость негативных стереотипов и принять решение их преодолевать.
Когда мы заставляем себя думать о человеке как об индивиде, когда сознательно развиваем в себе сострадание ко всем людям, когда боремся с собственными предрассудками — работает именно она. Префронтальная кора может «перевесить» древние программы лимбической системы, если мы дадим ей такую возможность.
В конце концов, именно способность преодолевать собственную биологию и отличает homo sapiens XXI века. У нас есть и древние предрассудки, и справедливый молодой философ. Кто из них победит — зависит только от нашего выбора. И в этом выборе — вся разница между цивилизацией и варварством.

кандидат психологических наук, директор федерального научно-методического Центра толерантности Еврейского музея
Страница ВК
Эксперт Центра толерантности Еврейского музея, педагог-психолог