Декомпозиция цели: инструмент, который упрощает жизнь и помогает добиться желаемого
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Что такое декомпозиция цели?

Декомпозиция — инструмент, который помогает ставить цели и успешно их достигать, например купить квартиру, устроиться на работу, сделать ремонт или реализовать какой-то рабочий проект. Без нее бывает сложно получить нужный результат, особенно если речь идет о стратегических или комплексных целях.

Декомпозиция подразумевает, что цель разбивается на отдельные задачи и подзадачи, а те, в свою очередь, подразделяются на конкретные и простые шаги для реализации задуманного. Вы устанавливаете сроки для каждого этапа и определяете ресурсы: каких людей нужно привлечь, какой бюджет потребуется, какие дополнительные инструменты необходимы. И все это распределяется во времени, вплоть до конкретных дней.

Почему декомпозиция важна?

Кроме того, что декомпозиция определяет конкретные действия, которые нужно предпринять, она позволяет контролировать ход и эффективность рабочего процесса: укладываетесь ли вы в сроки, хватает ли бюджета и других ресурсов, нужно ли их перераспределять и если да, то как именно это сделать, чтобы итоговая цель была выполнена качественно и вовремя.

Без этого инструмента практически невозможно понять, куда и как вы движетесь, а это часто приводит к ступору и прокрастинации человека или целой команды, работающей над проектом. Если цель сложная или долгосрочная, то вам будет непонятно, за что хвататься: как приоритизировать дела, с чего лучше начать, что важно сделать уже сегодня, чтобы получить нужный результат завтра, и к чему все это приведет в конечном итоге.

Вот некоторые из функций декомпозиции:

  • избавляет от ощущения, что добиться цели сложно или невозможно. Съесть слона может казаться нереальным, пока мы не разрежем его на маленькие кусочки;

  • позволяет оценить и спрогнозировать реальные сроки проекта. Это особенно актуально для объемных или особо значимых задач — без качественной декомпозиции мы можете сильно ошибиться в прогнозе;

  • помогает грамотно расставить акценты и понять, что должно быть сделано в первую очередь, а что можно сделать позже;

  • позволяет здраво оценить необходимые ресурсы — деньги, время и навыки — которые будут использованы при реализации задачи. Если это рабочий вопрос, то сюда же относятся конкретные люди и целые подразделения, вовлеченные в процесс;

  • помогает выявить все взаимозависимости: благодаря декомпозиции мы находим все факторы, которые могут, так или иначе, повлиять на процесс реализации поставленной цели. Это бывает необходимо, чтобы все задачи выполнялись вовремя и в рамках выделенных ресурсов.

Как правильно проводить декомпозицию?

Чтобы декомпозиция помогла добиться результата, важно соблюдать 6 правил.

  1. Дробите цели на более мелкие составляющие до тех пор, пока она не превратится в четкие и понятные всем исполнителям шаги.

  2. Выявите все необходимые ресурсы, чтобы понять, откуда их взять, и позаботьтесь об их своевременном предоставлении в нужном объеме.

  3. Определите привязанные и не привязанные ко времени задачи или шаги. Те, которые привязаны ко времени, должны быть выполнены в установленный срок, чтобы общая цель была реализована вовремя. Поймите, какие факторы влияют или могут помешать реализации значимых или срочных этапов проекта.

  4. Задачи расставьте по приоритетам и контролируйте их выполнение. Если возможно, выделите шаги и процессы, которые можно выполнять параллельно и скомпонуйте их.

  5. Отслеживайте реализацию цели с помощью измеримых показателей. Это позволит оценить, укладываетесь ли вы в сроки и в предоставляемые ресурсы, соответствуют ли текущие результаты заявленным или ожидаемым. Такой набор показателей стоит привязать к каждому значимому этапу или блоку задач итоговой цели.

  6. Обсудите декомпозицию со всеми заинтересованными в достижении цели людьми, чтобы у них было понимание, что, как и когда вы будете делать для получения результата.

Проводить декомпозицию можно любыми доступными способами. Самый простой — расписать все в блокноте, задействовать обычные Excel-таблицы или сервис Google Docs. Также можно воспользоваться специальными программами и приложениями, например, Notion и Trello. А для крупных проектов компании применяют профессиональные планировщики задач.

Мария Кармин

Сертифицированный бизнес-тренер и коуч ICF, конфликтолог, эксперт по повышению личной эффективности, автор программ личностного роста.

t.me/mkarmin