Дети кричали «Убить!»: как театр обнажает тренд на насилие

Блогер под ником accursed_union поделился историей о том, как он посетил вместе с ребенком спектакль «Поезд, Сыщик и Механическое привидение» одной из независимых театральных студий Санкт-Петербурга. Это интерактивная постановка, то есть зрители оказываются вовлеченными в действие — и благодаря такой форме отец понял что-то важное и о детской психологии, и о воспитании. Приводим его пост с небольшими сокращениями и минимальной редактурой.

«По сюжету спектакля из музея пропадает некий музыкальный инструмент. Всего на сцене три персонажа, и один из них ищет этот музыкальный инструмент. Актеры реально играют, а не кривляются, есть и интерактив со зрителями.

И вот мы подходим к финалу. Тут маленьким зрителям, в лучших традициях сериала «Черное зеркало», предлагают выбрать финал! Есть два варианта завершения: «Трагический» и «Хороший». По трагическому финалу главному герою отрубают голову, и мы наблюдаем сцену в духе «Всадника без головы». По хорошему варианту главный герой оказывается великим музыкантом, и мы смотрим, как он играет на инструменте.

Так вот. От чего я ***** [обалдел]? Не от плохого финала. Его вообще не должно было случиться и не случилось бы, благодаря игре актеров. Меня поразило следующее.

Актер задает вопрос зрительному залу (там дети от 5 до 9 лет):

— Что нам сделать с Ваней (условно, такое имя у главного героя)?

Добрая часть детей из зала начинает кричать:

— Убить! Убить!

У меня аж челюсть отвисла. Ведущая задает вопрос уже индивидуально, подходя к маленькому зрителю:

— Какой финал ты хочешь?

Маленькая девочка:

— Трагический.

Подходит к следующему — ответ такой же. Мой сын застеснялся и ничего не ответил.

Потом — мое уважение актерам — путем правильных слов и манипуляций со зрителями мы получили хороший финал.

На флаере напечатана была просьба приходить и родителям. И неспроста. Этот спектакль был не для детей. Его цель — показать именно родителям, что мы с вами что-то делаем не так. Ведь дети не просто так кричали: «Убить!» Это идет от их родителей. Это не жестокие видеоигры. Это злоба внутри семьи. Да, я уверен, что и мой ребенок подвергся бы стадному чувству и кричал бы то же самое. Но для себя я сделал выводы, в каком направлении мне заниматься воспитанием.

Стоит добавить: люди на сцене играли так, что было видно, как они любят свою работу и детей. Мой отдельный респект актрисе, которая произносила удивительно правильные слова, чтобы финал получился хорошим. Я не могу передать ее слов. Их нужно услышать самому».