«Жизнь как-то не особо меня касается»
Так часто словами клиентов описывается так называемый экзистенциальный вакуум. По сути, это состояние безразличия, потеря вдохновения и заинтересованности к жизни, к тому, что ждет впереди. Человек, с одной стороны, понимает, что что-то упускает, ощущает нехватку собственного голоса в симфонии жизни, с другой — не чувствует связи с миром и не видит возможность быть услышанным. Это ведет к состоянию отчаяния, под которым оказываются погребены всякая живость, жизнерадостность и ответственность. Все то, что наполняет жизнь смыслом.
Понятный многим сегодня пример потери смыслов — эмоциональное выгорание. Когда мы говорим о нем, мы часто сетуем на объем работы. Отправляемся в отпуск, много спим, заряжаемся эмоциями, но по возвращении нередко снова падаем в эмоциональный дефицит. Причина которого не в чрезмерной нагрузке, а в ощущении бессмысленности. Та самая картина: «Все есть — живи да радуйся! Но возникает вопрос — а зачем?»
Откуда возникает этот вопрос? И почему люди, имея все возможности вести наполненную жизнь, не делают это?
Королевство кривых представлений о мире: почему мы теряем смыслы
Ощущение «ограничений» возникает от того, что человек заменил представления о мире на претензии:
1. Претензии к себе
То, что мы о себе думаем и сами от себя ждем. Зачастую не оправдывая собственных ожиданий (недостаточно красив, недостаточно успешен, недостаточно богат), человек принимает решение, что он недостаточно хорош для этой жизни, а значит, нет смысла пытаться. Но кто установил эту меру достаточности?
2. Претензии к другому
То, что мы думаем о других, об их отношении к нам, о мотивах их действий. Нередко мы приписываем другим нечто, что сами принимаем за чистую монету («Я ему точно не нравлюсь», «Они думают, что я идиот», «Они смотрят на меня слишком подозрительно»). В этот момент мы обуславливаем себя и отдаем другому «ход», думая что другой должен как-то действовать и что-то предлагать, а проявлять инициативу нет смысла, ведь все уже определено. Но кем?
3. Претензии к миру
То, как мы видим мир и что ожидаем от него. Ожидаем вполне конкретных возможностей, предложений, часто увеличенных и приукрашенных, таких, каких мир никогда не предлагает и предложить не может. Человек разочаровывается, что мир не оправдывает его ожиданий, и еще больше убеждается: «Если мир не идет мне навстречу, значит, и мне нет смысла делать шаг навстречу миру». Мир без нас потеряет, но выстоит. А мы без мира?
Претензии, как кривые зеркала, искажают реальную картину мира, делая ее часто страшной и уродливой. В то время как мир просто есть. Остаться среди кривых зеркал или начать видеть мир реальным — личный выбор.
Казалось счастье — оказалось трагедия
Именно вопрос о счастье, его поиске лег в основу трагедии Гете «Фауст». Главным героем становится легендарный профессор, который все знал, а счастья не имел.
В поисках полноты жизни он заключает сделку с темными силами: в обмен на вино, одежды и наслаждения продает душу. И все получает, но счастья в праздной жизни не приобретает. Ни болезни, ни расставания, ни старение не обходят его стороной, пока однажды душа его не испытала великий подъем!
Будучи уже незрячим и преклонных лет, он решает построить плотину. И ощутив, что его работа принесет пользу другим людям, именно в этом находит счастье. Потому что человек живет тем, что отдает. И умирает от того, что присваивает себе.
Человек страдает не от того, что мало получает, но из-за того, что упускает и отклоняет то, что ему самому надо отправить в мир
Готовый жить только ради себя самого, человек теряет знание о том, для чего живет. Следствием становятся одиночество, неуверенность, неустойчивость и отчаяние.
Мы часами смотрим телевизор, куда-то едем, путешествуем, ходим на вечеринки. Мы заняты каждую минуту с момента, как проснемся, и до того, как заснем. Сознательно мы на самом деле не скучаем, но я хочу спросить: как ужасно надо скучать, чтобы воспринимать по большей части абсолютно пустое развлечение у телевизора, бессмысленную болтовню, лживые и сентиментальные фильмы как приятное «расслабление»?
Мы очень стараемся сэкономить время, но после не знаем, что с ним делать, кроме как «убивать» его.
Скука связана с отсутствием внутренней живости, продуктивной активности, подлинной связи с миром и искреннего интереса во всем, что нас окружает.
Как же вернуть себе связь с миром?
Найти смыслы и вернуть связь с миром
Связь с миром начинается не там, где человек ставит себя в центр существования и ждет. Но там, где человек берет ответственность за таланты, опыт, возможности и способности, которые принадлежат лично ему. И которые он может отнести в мир. Поэтому берем свои таланты и идем в мир!
1. Выйдите на прогулку
Одно из самых простых и самых важных действий для того, чтобы увидеть и почувствовать: вы — часть мира! Пока мы замыкаем процессы — причины и следствия только на себе и своих размышлениях — мир не перестает быть. Мир остается открытым, принимает нас, продолжает быть разнообразным, словно показывая: и ты можешь быть собой. В этом разнообразии и есть жизнь.
2. Займитесь спортом
«Беги, Форест, беги!» Разлетевшаяся цитата оскароносного фильма «Форест Гамп» с Томом Хэнксом в главной роли, и один из ключевых моментов — забег Фореста длиной в три года. Он бежал 3 года, 2 месяца, 14 дней и 16 часов, стараясь оставить прошлое позади. С точки зрения телесной психотерапии интуитивно делал все верно: выгружал эмоциональное перенапряжение через физическое действие. Когда психологические переживания были исчерпаны, он просто остановился, был готов вернуться домой и снова сотрудничать с жизнью.
3. Побудьте волонтером
Присоединитесь к близкой вам организации или просто начните помогать другим на добровольных началах — не деньгами, а делом.
Во-первых, вы удивитесь, сколько людей нуждаются в помощи. С большой вероятностью вы перестанете думать, что мир к вам суров и несправедлив, потому что не подарил последний айфон. Кому-то жизнь подарила еще меньше, но они продолжают жить.
Во-вторых, вы сможете обнаружить то, чем сможете делиться. Вы обретете смысл, переключите внимание с себя на мир и еще раз убедитесь: жизнь вам рада, она нуждается в вас!
4. Переведите внимание с результата на процесс
Простыми словами «Делай, что должен, и будь что будет! Но обязательно делай!» Концентрируясь на ощущении собственного несчастья, будь то потеря или неудача, мы часто упускаем из виду тот факт, что нет сокращенного пути к счастью. Счастье — лишь следствие, побочный эффект, в то время как настоящую ценность приобретает то действие, которое к нему приводит.
Например, мы бросаем камень в воду и наблюдаем волны и круги по воде. Само действие приносит удовольствие, а также есть видимый эффект. Но волны можно увидеть и не бросая камень в воду, однако в данном случае ощущения счастья от совершенного действия не будет.
Приведем еще пример. Два спортсмена: один тренируется из удовольствия, другой ради победы. Оба принимают участие в соревновании, и оба проигрывают.
Один остается с ощущением приобретения, другой — дефицита. Нетрудно догадаться, кто с чем: спортсмен, который тренировался ради удовольствия, уже приобретал «вознаграждение» по мере тренировок, он всецело проживал этот опыт. Другой же спортсмен жил только моментом победы, исключая себя из процесса жизни на время подготовки. Оттого проигрыш ощущался им особенно горько, что в конечном счете привело к реактивному депрессивному расстройству.
Выход в данном случае лежит через принятие того факта, что окончательный исход жизни не определен и может быть любым, однако каждый проживаемый день и приобретаемый опыт всецело принадлежит каждому из нас. Поэтому важно перевести внимание с будущего результата на настоящий процесс.
5. Посмотрите на стресс как на «соль жизни»
Именно так назвал механизм стресса Ганс Селье, врач-эндокринолог, автор универсальной концепции стресса.
Селье видел стресс как импульс для выработки неординарных решений, стимул для развития человека. Основное правило гласит: ни от кого жизнь не требует такого, с чем он не в состоянии справиться. Жизнь всегда ожидает от нас лишь того, на что мы способны, и порой лишь ждет, чтобы мы проявили свои способности.
Но как понять, чего жизнь ждет от нас на самом деле?
6. Научитесь слышать тишину
Счастье — не «модная» жизнь в угоду чужим ожиданиям. Это жизнь, которая соответствует ценностям и способностям того, кто является автором этой жизни.
Именно поэтому умение отгородиться от внешних отвлекающих голосов и погрузиться в себя — один из важнейших навыков. Начиная осознавать, что мы сами даем себе задания, мы отпочковываемся от всякого чужого решения. Другие могут ждать от нас одного, другого, третьего, но это никак не должно на нас влиять. Если мы с ними согласимся без внутреннего отклика, мы возьмем на себя чужую роль, которая может не соответствовать ни нашим способностям, ни смыслам.
Если мы говорим какой-то деятельности «да», а внутри испытываем «нет» — результат будет плохой. Однако если деятельность получает согласие внутреннее, а затем реализуется вовне, тогда все получается.
7. Почаще задавайте себе вопрос «Зачем я это начал?»
Прежде чем спросить себя «как», спросите себя «зачем». Когда-то происходящее было наполнено для вас смыслом, а значит, этот смысл либо продолжает быть (и его надо просто актуализировать), либо перерос в опыт. И то, и то — полностью ваше, так же как и выбор, как этим распоряжаться.
Приведем пример: женщина проживает семейный кризис и думает о разводе. Семейная жизнь кажется ей сложной, и она не чувствует в себе силы справляться:
— Скажите, зачем вы создали семью?
— Потому что я люблю мужа, нас многое объединяет.
— Это ответ на вопрос «почему». А зачем?
— Наверное, чтобы быть рядом, делиться моментами, иметь общий дом.
— Это продолжает быть актуальным?
— Да, но я совсем не понимаю, как это делать, все очень изменилось.
Продолжение работы может содержать исследование конкретных аспектов, что изменилось, и причин, почему так произошло, однако главное здесь актуальность семьи, ее сохранения.
Безусловно, ситуация может быть обратной, и на вопрос об актуальности отношений клиентка могла сказать «нет». Например, она больше не любит мужа и больше не видит ценности в этих отношениях. Тогда работа могла бы строиться на присвоении того позитивного опыта, который был, и на актуализации текущих ценностей и смыслов. Однако в любом случае поиск и актуализация смысла становится ключевым моментом работы: «Зачем я это делаю?» или «Зачем мне стоит это сделать?»
И главное, со звездочкой*: всегда помните о том, что, скрывая свои таланты или лишая себя права на счастье, вы «обкрадываете» жизнь! Пока мы грустим, печалимся, предаемся унынию или сомнениям, мы отворачиваемся от жизни, и в этот момент жизнь скучает и нуждается в каждом из нас!
Ниже несколько вдохновляющих книг, многие из которые автобиографичны. Именно они служат лучшим доказательством: если вы явились в этот мир — значит в этом есть смысл.
ПОИСК СМЫСЛОВ: КНИГИ, КОТОРЫЕ СТОИТ ЧИТАТЬ
Некоторое время назад в обществе громко прозвучала книга Виктора Франкла «Сказать жизни „ДА“. Психолог в концлагере». Эта книга для многих стала символом стойкости и силы духа человека, который смог найти смысл и преодолел страшные испытания. Ниже еще подборка книг на эту тему:
Александр Баттиани «Преодоление безразличия. Нахождение смысла во время перемен». Книга профессора и логотерапевта, но не столько о науке, сколько о человеке, о его жизни и взаимодействии с миром. О том, что человек любим от начала и до конца и очень нужен жизни. Очень!
Эдит Ева Эгер «Выбор. О свободе и внутренней силе человека». Автобиографичная книга женщины, пережившей Холокост. Сумевшей не только выжить, стать женой, мамой, профессиональным психологом, но и найти в себе силы вернуться на место трагедии и написать мемуары, ставшие бестселлером.
Клайв Льюис «Пока мы лиц не обрели». Фантастический роман легендарного английского сказочника, смысл которого можно выразить одной фразой: пока человек не вернется к своей природе и вновь не обретет лица, он так и не сможет разглядеть лица жизни.
Федор Достоевский «Братья Карамазовы». Роман, который не нуждается в рецензиях. Два брата — Иван и Алеша встречаются после долгой разлуки за разговором. Один объездил половину Европы, учился у лучших профессоров, видел лучшие приемы. Второй стоит на пороге отречения от мирской жизни. Они могли бы обсуждать все, что угодно: женщин, карьеру, деньги, политику. Но два брата говорят о смысле жизни. Среди прочего именно это оказывается самым важным, самым насущным. Кажется, как и сегодня.
Иван Тургенев «Отцы и дети». Роман, после которого многие узнали, что такое нигилизм, но мало кто решился признать в себе нигилиста. Да и главный герой романа Евгений Базаров нигилист ли? Или тот заблудший, кто пытается бороться не с кем-то, а с самой жизнью?