Гендерные стереотипы: почему мы сомневаемся в компетентности женщин
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Если бы мы решили судить о способностях человека по его внешнему виду, то обнаружили бы, что компетентность и мужественность идут рука об руку. Это подтверждает исследование ученых из Принстонского университета, опубликованное в журнале Psychological Science.

Имидж компетентности

Ученые сначала представили участникам эксперимента фотографии разных лиц и попросили оценить, насколько способными кажутся им изображенные люди. На основании полученных результатов они разработали модель, которая позволяла манипулировать фотографиями на компьютере таким образом, чтобы люди казались более или менее компетентными. Так можно было сформировать имидж компетентности.

Группа исследователей пошла дальше и предложила оценить мужественность людей на фотографиях. Исследователи обнаружили, что черты, по которым оценивали компетентность, были названы и как признаки мужественности.

На последнем этапе эксперимента исследователи изменили на компьютере мужские и женские лица так, чтобы они стали еще более мужественными. В результате была выявлена закономерность: чем более мужественными были черты лица, тем компетентнее люди казались зрителю.

Что интересно, женские лица, которые стали после компьютерной обработки максимально мужественными, показались участникам эксперимента менее компетентными

«Исследование показывает катастрофические гендерные предубеждения, связанные с нашим восприятием других, — прокомментировал автор эксперимента Донгвон О. — Мы считаем, что люди с мужским взглядом, чертами лица более компетентны, и это может повлиять на наши решения и выбор лидера».

Выводы ученых стали частью более масштабных исследований, которые показывают, что лидерство по-прежнему считается «мужским». В наших стереотипах компетентность и мужественность тесно связаны, что и подтвердил эксперимент. Но, к сожалению, восприятие компетентности по внешним данным того или иного человека не всегда свидетельствует о реальных навыках, говорит Донгвон О. Поэтому следующим шагом исследователей станет попытка смягчить этот эффект восприятия.

«Стеклянный потолок» и «стеклянный обрыв»

Кстати, женщинам действительно приходится преодолевать больше препятствий на пути карьеры и лидерства, чем мужчинам. Женщины-лидеры по-прежнему составляют меньшинство. Только в каждом двадцатом совете директоров крупнейших немецких компаний присутствует хотя бы одна женщина.

Одна из важных причин — гендерные стереотипы: они сохраняются и изменяются очень медленно. На карьерной лестнице женщины рискуют столкнуться со «стеклянным потолком» или получить управленческие позиции, когда компания в затруднительном положении.

Мишель Райан и Алекс Хаслам из Экстерского университета обнаружили, что женщин привлекают к руководящим должностям во времена кризиса или когда дела компании ухудшаются.

Два бизнес-психолога назвали свое открытие «стеклянным обрывом»: когда компания борется за выживание, кресло под руководителем шатается и риск провала особенно высок

Но почему чем жарче становится, тем женщины-руководители более востребованы? Способны ли они взять на себя сложную лидерскую роль? Или мужчины защищают себя от проигрышной позиции, подвергая опасности женщин? Ответа на этот вопрос нет, но исследователям стало известно, что мужчины в критических ситуациях склонны преуменьшать проблему или вовсе ставить ее существование под сомнение.

Не только политики и экономисты, но и психологи имеют дело с хорошо известным феноменом, когда прекрасно образованные женщины часто сталкиваются с непреодолимыми препятствиями на пути своей карьеры. Женщина упирается головой в так называемый «стеклянный потолок» и не может продвинуться дальше, несмотря на высокие профессиональные качества. Но в чем причина этого?

Гендерные стереотипы

По мнению психологов, в основном за это ответственны гендерные стереотипы: и мужчины, и женщины не защищены от них. Исследования показали, что оба пола все чаще придают женщинам социально приемлемые, заботливые черты. Женщины признаны социумом как приносящие пользу, сострадательные, дружелюбные, они ориентированы на сотрудничество. Мужчины же нацелены на действия, независимы, амбициозны и напористы.

Когда спрашивают, каким должен быть успешный лидер, большинство респондентов называют именно эти черты, свойственные «человеку действующему». Таким образом, концепция лидерства в наших умах тесно связана с «мужскими» чертами личности. В англоязычном мире появилась фраза «think manager, think male», что значит «Думая о менеджере, думаю о мужчинах».

«Идея типичного мужчины, типичной женщины сохраняется», — утверждает социальный психолог Мелани Стеффенс из Университета Кобленц-Ландау. Но сексизм, который часто упоминается в контексте карьеры, становится все менее и менее популярен.

Сексизм сегодня работает более тонко, открыто отрицая дискриминацию в отношении женщин

Но при том сами женщины поддерживают «скрытые» привилегии. За «рыцарским» отношением скрывается патерналистский взгляд: мол, мужчины должны заботиться о женщинах и защищать их.

С дискриминацией сталкиваются и мужчины, выходящие за пределы социальной «нормы». Участники испытания 2013 года расценивали мужчину, просящего 12-недельный отпуск по уходу за ребенком, как более небезопасного и менее честолюбивого.

Но стереотипы не остаются неизменными, они могут меняться. «Это медленный процесс», — объясняет Штеффенс. С одной стороны, стереотипы меняются. С другой — полностью занятые женщины по-прежнему выполняют большую часть работы по дому. Женщины берут на себя около 70, а мужчины — 30 процентов от общего объема родительских функций. И «вторая смена» после работы заставляет женщин испытывать нехватку времени на общение и карьерный рост. И это может заставить их отказаться выполнять привычные функции.

Кэролайн Криадо Перес вскрывает в книге серьезную проблему, напрямую влияющую на здоровье и благополучие женщин: разработчики различных продуктов и технологий опираются на данные, собранные о человеке, где «человек» по умолчанию «мужчина». Женщины же с их особенностями и потребностями остаются незамеченными. Автор обходит стороной глубокие дебаты о природе современного феминизма, но представляет бесспорные факты дефицита гендерных данных в самых разных областях — от политики и медицинских исследований до технологий, трудовых отношений, планирования городского пространства и медиа.

Кэролайн Криадо Перес «Невидимые женщины»
Реклама. alpinabook.ru

По материалам Spektrum.de