Член Восточно-европейской ассоциации экзистенциальной психотерапии
alt

Море определений, описывающих, с одной стороны, человека в отличие от других животных, а с другой – многообразие его граней. Homo Erectus – Человек Прямоходящий. Homo Sapiens – Человек Разумный. Homo Ludens – Человек Играющий. Homo Politicus – Человек Политический. И т.д. и т.д… Так надо ли добавлять к ним еще одно? Обходились же как-то тысячелетиями без него… Впрочем, обходились и без интернета, гаджетов, а когда-то и без очков. А Homo Psychologicus – сегодня реальность, заслуживающая того, чтобы поговорить о ней.

Человек начинался как существо, вся жизнь которого, подобно жизни в стае, рое, муравейнике, определялась правилами, обычаями, традициями племени, единицей которого он был, выполняя отведенную ему племенем роль. Потом на место племен приходили касты, сословия, социальные группы, но суть оставалась той же – человек был прежде всего объектом, функциональной единицей общности, в которую он родился и к которой принадлежал. Это звучит и сегодня: «Я выхожу замуж. – За кого? – За инженера» – правда, лет 60–70 назад ей бы позавидовали или порадовались за нее, а сегодня скорее посочувствуют – мол, нет бы за бизнесмена. Но сегодня человек видит себя уже иначе.

Сегодня он прежде всего личность, понятие которой в Европе появилось лишь в XVII веке и бурно развивалось в сторону индивидуализации, все больше наполняясь смыслами субъективными, психологическими. Он, конечно, продолжает быть членом общностей – религиозной, профессиональной, социальной и т.п., но переживает и ведет себя как субъект, воспринимающий себя, свое отношение к жизни и смерти, свой образ жизни и жизненные свои отношения прежде всего через призму психологии.

Это происходит с отдельным человеком, с группами и общностями, с обществом в целом, которое тоже становится более психологическим. У него есть мораль, оно живет по принятым законам, но все больше и больше вынуждено считаться с психологией своих членов. Когда-то группа и общество требовали от человека выполнения правил и законов по принципу: не умеешь – научим, не хочешь – заставим. Сегодня они обращаются и к тому, как психологически обеспечить научение и выполнение, как реализовать потенциал человека и человеческих отношений.

alt

Трудно найти область жизни, в которой эти изменения не проявляются. Поддерживать позитивный взгляд на жизнь и повышать ее качество значит не напиться антидепрессантов и соблюдать пяток писаных или неписаных правил, а разбираться в своих переживаниях, оказывающихся барьерами на пути к счастью. Сохранять семью значит не только следовать правилам морали, но и практически исследовать свои семейные отношения, чтобы они не рассыпались или не связывали пару по рукам и ногам. Стать родителями значит не только освоить уход за ребенком, но и учиться понимать его и строить с ним отношения. Быть членом рабочей группы значит не только подчиняться начальству и вовремя являться на работу, но и уметь быть психологически совместимым с другими членами команды.

Психология становится массовой специальностью. В 1989 году в СССР было 5000 психологов, подавляющее большинство которых работало в институтах и лабораториях. Это много меньше, чем сегодня занятых практической помощью психологов в любом областном городе. Жили же и без них… Так, может быть, все сказанное выше – еще один шаг в зомбировании людей зловредными психологами, стремящимися косить рубли на психологических полянах? Некоторые так и считают, однако это скорее реакция на новизну и непривычность психологических практик, чем правда.

Такая реакция похожа на хождение за водой с ведрами, когда достаточно обзавестись колодцем на своем дворе. Знаменитый психолог Фриц Перлз писал, что человек использует от 5 до максимум 15% своего потенциала, а 85% лежат мертвым грузом, хотя использование 25% делали бы его гением. Это серьезный, но и обещающий вызов Человеку Психологическому – почему бы не принять его, чтобы не ждать чудес, а не делать их самим? По мере желания и сил, конечно.