Игра в куклы помогает найти связь с собой и мирозданием

В традиционном народном творчестве заключена целительная сила, которая помогает нам решать проблемы. Как именно, рассказывает арт-терапевт Елена Буренкова.

Разноцветные лоскутки, тесемки, ленты, нитки. В руках участников группы они постепенно превращаются в куклы. И хотя все, следуя указаниям мастера, выполняют одни и те же действия, двух похожих кукол не бывает. Потому что их создатели разные, а кукла — всегда отражение индивидуальности ее автора.

Для изготовления традиционной куклы используют только натуральную и часто ношеную ткань, которую легко рвать на лоскутки. Ткань, предназначенную для тулова куклы, не режут ножницами, не шьют, не колют иголкой, потому что это символ живого тела. Куклы часто мотают и скручивают. И какого размера лоскуток, и как туго он свернут, определяется в конечном итоге автором куклы.

Цвет одежды для куклы участники также подбирают по своему вкусу. Так, чтобы нравилось. Это позволяет выразить свое состояние, отреагировать актуальные переживания и сделать видимым особенности характерологических черт через куклу.

Подорожница

Законы мироздания

Считается, что традиционная кукла содержит в себе универсальные законы мироздания, выраженные в символической форме. И мы их познаем через процесс. Не интеллектуально, а непосредственно, в рукотворчестве, пропуская это знание через себя.

Тулово куклы содержит в себе архетипические символы: столбец (сила), крестец (целостность), узел (защита) и мешок (достаток). Например, скатывая лоскуток в плотный столбик, основу для тулова куклы, мы осваиваем символ стойкости, силы внутреннего духа, опоры и уверенности. Или, создавая тулово в форме креста, мы соприкасаемся с символом заботы о своей беспомощной части — горизонталь поддерживается вертикалью, — и с символом четырех сторон света.

В некоторых куклах в месте пересечения вертикали с горизонталью используется еще и косой крест, женский символ плодородия. Соединение двух крестов образует годовой солнечный круг: весеннее и осеннее равноденствие, зимнее и летнее солнцестояние и переходное время солнца.

Так мы приглашаем к себе благополучие и порядок, когда все на своем месте. Еще этот символ содержит в себе число «семь», как древнее заклинание о воплощении «Я» семь раз.

Так кукла является переходным мостиком между материальным и духовным миром, соединяя в себе переходы и гармоничное слияние противоположностей. Смерть рождает новую жизнь, которая содержит в себе динамическое равновесие встречи двух начал — мужского и женского, и встраивается в общую систему триединства мира: верхнего (духовного), среднего (социального), нижнего (традиционного, мира предков).

Мотая куклу, мы выстраиваем через движение символические связи внутри себя, соединяя верх и низ, право и лево, лучше понимаем собственный эмоциональный мир и начинаем им управлять. Например, обозначая в тулове куклы три части: верхний — духовное и мысли, средний — душевное и отношения, нижний — корни и традиции как основа, на которой мы стоим, — мы сонастраиваем эти миры внутри себя.

Столбушка

На разные случаи

Мир кукол разнообразен. Есть куклы для игры, для проведения обряда и для оберега, поддержки или исцеления. Каждая обереговая кукла для особого случая: поддержать, защитить, исцелить, восхвалить, привлечь благо или добрую весть. Приведу несколько примеров.

Всем нам знакома кукла Столбушка из сказки про Василису — кукла родительского благословения и символ поддержки и стойкости. В ее тулове ключевой элемент — столбец, а дополнительный — мягкие «живые» руки, как символ поддержки и помощи.

Когда Василисе Баба Яга давала испытание, она кормила куклу крошками хлеба, приговаривая «куколка, покушай, мое горе послушай», и та помогала. Поэтому кукла Столбушка становится символом поддержки внутренней стойкости в трудные минуты жизни.

Если ребенок плачет, взрослый достает куколку, проводит ею по слезкам-дорожкам и приговаривает: «Не плачь»

Еще один пример куклы, в основе которой лежит столбец. Это Пеленашка — самая первая кукла в жизни ребенка, ее крутили при рождении младенца. Ее тулово — столбик размером с ладошку. Она — символ жизнестойкости духа, который с нами с рождения. Эта куколка помогает младенцу почувствовать себя живым.

Если ее зажать в кулачке, через некоторое время можно почувствовать, как в ладошке тукает сердечко. Это, конечно, пульс в пальцах. Но благодаря этому действу мы уже не одиноки и чувствуем себя живыми.

Еще одна кукла раннего детства — узелковая кукла «Утешница». Яркая, с мягким тельцем и платочком на голове с длинными углами, чтобы «слезки утирать». Обычно она хранилась у сердца того, кто заботился о ребенке, и вбирала в себя родной запах.

Если ребенок плачет, взрослый достает куколку, проводит ею по слезкам-дорожкам и приговаривает: «Не плачь». То есть проводит по лицевым мышцам, которые напрягаются во время плача, и это движение запускает работу парасимпатической системы, напряжение снижается.

Когда успокоение приходит, кукла возвращается обратно к сердцу. Так кукла помогала в формировании навыков контейнирования. Утешница помогает и взрослым, и также способствует развитию навыков контейнирования различных эмоциональных переживаний. Ведь всем нужно утешение.

Неспособных нет

Каждый умеет делать кукол. Это умение нашего тела. И я много встречалась с удивлением людей, когда они держат в руках свою первую смотанную куклу, приговаривая, что «это невероятно: моя кукла, и она — такая красивая». И среди делания можно выделить два способа — авторский и традиционный.

Если делать куклу по своему наитию, получится авторская. Она также отражает наши переживания, настроение, взгляд на мир и содержит «персональную» формулу понимания мира. Если делать куклу, следуя канонам, пришедшим к нам из глубины веков, то это кукла традиционная.

Помимо личной истории, она приглашает нас к исследованию и диалогу с универсалиями мироздания. Первые свои традиционные куклы лучше делать с мастером, чтобы освоить основные моменты сворачивания кукол и связывания частей, познакомиться с правилами делания, переданными через поколения. Потом можно продолжать самому.

На терапевтических сессиях мы делаем куклу вместе: важен и сам процесс ее создания, который отражает отношения клиента с миром и с собой, и кукла как арт-объект. Кроме того, клиент ведет с куклой диалог, формулируя пожелания, вопросы и ответы.

Кукла-колокольчик

Без лица

В традиции считается, что если у куклы есть лик, то у нее есть персональная душа и с ней можно вступать в диалог, как с Другим. Безликая же кукла становится отражением души ее хозяина. Поэтому обереговые куклы часто или безликие, или с обережными знаками на лице, такими, как намотанный нитками крест, или нарисованными символами. Игровые куклы — с лицами.

В игре кукла играет роль Другого, с кем надо вступить в отношения, взаимодействовать и быть в разных ролях. Кукла без лица иногда может вызывать страх. Можно предположить, что он появляется, если в опыте есть травма потери идентичности, невозможность встречаться с болью, отраженной в «пустом» лице. В пугающей безликости всплывают истории, которые открывают боль раннего детства.

Мне вспоминается один случай. Однажды на сессии мы делали куклу «Девкина забава». У этой куклы есть особенность в строении — одна длинная ручка, которая обнимает сердце куклы. Клиентка, сделав куклу, тихо произнесла, что не может смотреть в пустое лицо и хочет нарисовать глазки. Я предложила их нарисовать. Она сделала куколке глазки-щелочки, будто та спит.

Уже дома спустя время она дорисовала глаза, как будто кукла их открыла. И после этого она смогла вспомнить и встретиться с очень ранним переживанием своей невидимости, оставленности. С раннего возраста ее оставляли дома одну, уходили на долгое время. Эти воспоминания сначала пришли как телесное ощущение пугающей пустоты. Потом они подтвердились свидетелями ее детства.

Зерновушка и хозяюшки

Переходное пространство

Кукла олицетворяет собою проявленный символ переходного пространства: мостик между миром предков и живых людей, между бессознательным и сознанием. С помощью куклы мы делаем видимыми все аспекты нашей телесности — от образа тела до трансгенерационных связей.

И кукла обнимает своей символической вместимостью все человечество, вне зависимости от пола, расы и возраста. И сопровождает человека с самого начала его пути на Земле, об этом свидетельствует множество исторических находок.

Включение создания куклы в терапевтический процесс подходит не только для женщин, как иногда думают. Мужчины, мальчики, юноши тоже делают кукол. И в кукольном мире тоже есть деление на мир младенчества, женский и мужской, что отражает развитие гендера в мире психики.

Так, есть три типа кукол: ляльки-малыши, кукла-баба как женское божество и куклак — мужская кукла. Однако правда и то, что в традиционных куклах чаще встречается женский образ, который символически соединяет в себе оба начала, мужское и женское, мягкое и твердое и т.п., как символ жизни.

Кукла — символ переходного мира, поэтому чтобы приступить к созданию куклы, нужно совершить ритуал перехода. Как это происходит? Вначале появляется история куклы, после — я приглашаю участников к телесному разогреву.

Ведь куклу мы делаем не головой, а руками, которые соединены с сердцем, и все идет от живого тела, наполненного мудростью поколений. Я использую в переходах символический язык движений и музыку. Она создает атмосферу для работы именно с этой куклой, но продолжит звучать и после танца.

Тульская барыня

Например, в делании куклы «Тульская барыня», которая стоит подбоченясь, важно сонастроиться с плетением рук в виде косы из трех полотен, как символом управления своей судьбой, встречаясь с силой Богини Макоши и ее двух помощниц, Доли и Недоли.

Мы начинаем готовиться к этому действию в танце, я выстраиваю хореографию так, чтобы после можно было воспроизвести эти движения и позы уже на территории рукотворчества. Когда кукла готова, мы проводим «оживление» куклы, ведь родить-сделать мало, надо ее оживить — вступить с ней в диалог.

Для каждой куклы есть свои особые способы. Основной — нужно начать с ней взаимодействовать в движении и разговаривать. Вступить в телесный контакт — взять в руки и начать говорить. А после сессии кукле надо дать место, определить, где она будет жить: в сумке или на полке. Важно продолжать с ней взаимодействие, развивая свою способность включать воображение.

В сокровенном разговоре можно услышать или совет, или утешение, — зависит от того, что это за кукла. Если она больше не нужна, ее можно бережно разобрать, ведь она не сшита и снова может стать кусочками материи. Если же кукла потерялась или развалилась на кусочки, не страшно. Это не крах, а переход. Я приглашаю каждого относиться к куклам без фанатизма магического мышления. Всегда есть возможность пересобрать или сделать новую куклу.

Об эксперте

Елена Буренкова — танцевально-двигательный и арт-терапевт, супервизор, преподаватель, руководитель программы профессиональной переподготовки «Мультимодальная терапия творчеством» Института практической психологии и психоанализа (Москва).