Юлия Тарасенко
редактор сайта, журналист, копирайтер
«Извини, что голосовым»: 7 правил digital-этикета

Привет, меня зовут Юля и я ненавижу голосовые сообщения, по крайней мере, если их отправляют без предупреждения, не заручившись моим согласием. Получать 17 сообщений, состоящих из одного-двух слов, тоже не люблю, еще вздрагиваю каждый раз, когда звонит телефон, напрягаюсь, когда меня без спроса добавляют в новые группы, особенно нерабочие.

Это можно было бы списать на мою социофобию, но, оказывается, я не одна такая. «Не выношу насильственное добавление в бессмысленные группы, — пишет Сабина. — А еще малознакомые люди могут «пригвоздить» тебя виртуально к своей жизни, отметив на фотографии».

«За добавление в чаты или группы без твоего согласия на отдельной сковородке в аду жарят!» — соглашается Зарина.

«К «голосовым» отношусь негативно, — пишет Леонид. — Письменная речь побуждает хоть как-то формулировать мысли, устная не особо. А если сообщение по делу, я потом не смогу найти информацию. Особенно «прекрасны» «голосовые» с одним емким «да». Ну и лично мне неудобно, что надо остановить музыку на компьютере, иногда даже надеть другие наушники, прослушать это «да».

«От клиентов сообщения вообще не слушаю, прошу написать. Правки, комментарии по работе, явки-пароли, адреса тоже только письменно: в «голосовых» потом не найдешь ничего», — пишет Мария.

Иногда люди руководствуются не эмоциональными, а практическими соображениями. «Стараюсь не писать ночью, хотя мне иногда так проще. Человек может сразу же прочитать сообщение, но не ответить, а утром у него уже не будет уведомления о непрочитанном, и он про тебя просто забудет, — объясняет Леонид. — Сталкивался с таким не раз».

Некоторые же относятся ко всем этим особенностям цифровых коммуникаций совершенно спокойно.

«Я нормально воспринимаю, что мне пишут 24/7, — рассказывает Сабина. — Скажу больше: я даже благодарна, если какое-то рабочее сообщение приходит поздно вечером — значит, человеку, как и мне, наше общее дело небезразлично».

«К «голосовым» я отношусь прекрасно, — делится ее тезка. — Если не могу прослушать, так и пишу. И сама активно пользуюсь, особенно если информации много и писать долго». «Голосовые» — это очень удобно, — соглашается Арина. — Не надо глаза напрягать. Включил, послушал, записал ответ. Время экономит сильно и глаза бережет».

«Люблю голосовые по работе: в них можно быстро рассказать о ближайших задачах и задать вопросы, находясь за рулем, — дополняет Наталья. — Ну и просто сделать это быстрее, чем если бы я набирала то же самое текстом».

Так как же все-таки правильно? Об этом я поговорила c авторкой подкастов Кристиной Вазовски. На протяжении первого сезона своего подкаста «Извини, что голосовым» она общалась с социологами, антропологами и диджитал-профессионалами, чтобы разобраться, что правилами современного цифрового этикета разрешено, что запрещено, а что можно и нужно обсуждать.

1. Голосовые сообщения и звонки — по «взаимному согласию»

Заранее уточнить в переписке, удобно ли собеседнику прослушать голосовое сообщение, — значит проявить к нему уважение. Со звонками та же история: если гласной или негласной договоренности о них нет, стоит сначала спросить. А еще лучше — назначить время звонка заранее (это, конечно, не касается форс-мажорных ситуаций).

Количество и продолжительность «голосовых» тоже индивидуальны: с кем-то у вас принят такой формат общения, с кем-то нет. Но отправлять 5-секундные голосовые в любом случае не стоит, равно как и 5-минутные. Если речь о рабочей коммуникации, свои мысли лучше все-таки формулировать письменно, в противном случае «слушателю» придется за вами записывать.

2. Тэг на фотографии — с согласия человека

«Если человек выглядит на фотографии объективно привлекательно (и не застигнут в компрометирующих обстоятельствах), то отметить его вполне нормально, — считает Анна. — А метку он всегда может убрать, если что».

Прежде чем отмечать не слишком близкого человека на фотографии, всегда лучше спросить, равно как и перед тем, как добавлять любого человека (даже друга) в новый чат или давать кому-то его контакт. Или создавать новый чат, чтобы кого-то с кем-то познакомить. Вообще, чтобы понять, стоит ли что-то делать или нет, полезно представить, как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации.

«Извини, что голосовым»: 7 правил digital-этикета

3. Обмениваться формальными поздравлениями можно, но не обязательно

У большинства есть знакомые, переписка с которыми сводится к обмену поздравлениями с днем рождения, и так из года в год. Стоит ли поддерживать такую связь, каждый решает для себя, но совершенно точно не стоит обижаться, если тот, с кем вы особо не общаетесь, не поздравил вас с днем рождения, с Новым годом и тем более с 8 Марта ни в личке, ни на вашей странице. Писать самому стоит, если вы действительно хотите уделить собеседнику внимание, пожелать что-то продуманное и адресное.

4. Здороваться ли в мессенджерах, личное дело каждого

Но вообще, если это ваша первая интеракция за день (и тем более — за более длительный промежуток времени), лучше поздороваться, при этом не ограничиваясь одним «привет» — за ним должен следовать какой-то конкретный запрос, мысль, что-то, что вы хотите собеседнику сообщить, предложить или попросить у него.

Вообще суперкороткие сообщения, содержащие одно-два слова, лучше не отправлять — многих раздражают бесконечно падающие уведомления в мессенджерах и дребезжащий смартфон.

5. Сообщения в нерабочее время: можно, но не нужно

Все зависит от договоренностей в конкретной команде, но в целом, если есть возможность подождать до утра или использовать функцию отложенной отправки (такая есть, например, в Telegram), лучше ею воспользоваться. И совершенно точно не стоит ждать, что вам немедленно ответят на ночное сообщение. При этом отключать звук или интернет на телефоне в ночное время — личная ответственность каждого.

6. Использование смайликов в деловой переписке обусловлено внутренним этикетом компании

Этикет в деловой коммуникации вообще строится на внутренних договоренностях: где-то принято использовать эмодзи и стикеры, где-то нет. Например, для общения в Zoom есть негласные правила: подключаться вовремя и предупреждать об опозданиях, надевать наушники, отключать микрофон, когда не говоришь, отключать камеру, если надо ненадолго отлучиться, и обязательно предупреждать, если собираешься записать звонок.

7. Игнорировать чужие сообщения в целом невежливо

Особенно если отправитель видит, что сообщение вы получили: в этом случае лучше написать, что вы обязательно ответите позже. А вот в том, чтобы игнорировать сообщения посторонних людей, особенно если это сомнительные предложения или нежелательный флирт, нет ничего страшного.

Вообще единых правил digital-этикета нет, речь скорее о совокупности договоренностей с разными людьми. Но всегда стоит думать об удобстве собеседника: может ли он сейчас послушать ваше сообщение, особенно если трясется в шумном вагоне метро, удобно ли ему «скакать» из мессенджера в мессенджер, не нарушите ли вы прямо сейчас его границы.

В конце концов, если мы будем более внимательны к другим, есть шанс, что и они будут более внимательны к нам.

Кристина Вазовски

Об эксперте

Кристина Вазовски — авторка подкастов, ведет подкасты «Это провал», «Извини, что голосовым», «К тебе или ко мне?», «Я вас слушаю», реалити-шоу в формате подкаста «По уши», основательница сервиса «Толк».