Как быть, если вы принимаете все слишком близко к сердцу

Вы медленно едете по улице, высматривая нужный номер дома. Движущийся за вами автомобиль начинает неистово сигналить. Ваша реакция? Если коллега в последний момент отменяет назначенную встречу, многие чувствуют себя уязвленными, обиженными. Вы тоже? Тогда вам будут полезны эти советы.

Представьте себе ситуацию: вы позвали подругу в кино, но она отказалась, сославшись на загруженность на работе. На следующий день вы заходите в соцсети и видите, что прошлым вечером она ужинала с друзьями.

Или, например, вы долго и упорно работали над проектом и вполне довольны результатом, но слышите в свой адрес только критику. Придя домой, вы начинаете рассказывать о случившемся партнеру, как вдруг замечаете, что он уткнулся в телефон или щелкает пультом от телевизора. Ну как тут не расстроиться — вас же задели, предали, вами пренебрегли…

В подобных ситуациях мы испытываем целую гамму негативных чувств и виним в этом другого человека — это же он заставил нас так себя ощущать. По мнению коуча Фредерика Имбо, при этом в нас говорит эго — ему не нравится, когда нас критикуют, оно уверено, что другие всегда должны принимать нас в расчет и ценить. И когда наше эго так себя ведет, это утомляет.

Куда проще было бы перестать принимать все на свой счет. Так мы перестали бы эмоционально зависеть от окружающих, обрели гармонию с собой и с другими, могли двигаться вперед, не раздражаясь и не расстраиваясь попусту. Но как этого добиться? Коуч предлагает два проверенных метода.

Способ первый: понять, что дело не в вас

Когда собеседник смотрит в телефон, мы воспринимаем это как личное оскорбление — нам же нужно внимание и уважение. Но что если посмотреть на ситуацию глазами второй стороны? Почему этот человек смотрит в телефон? Возможно, ему пришло важное сообщение, которого он так долго ждал, а может, он открывает свои заметки, чтобы что-то у нас уточнить.

Сместив фокус с «я» на «мы», можно успокоиться, наполниться интересом и пониманием вместо раздражения. В конце концов, как вы себя чувствуете, когда маленький ребенок, которого вы пытаетесь увести с детской площадки, бросается на землю и кричит: «Ненавижу тебя!»? Воспринимаете ли это на свой счет? Едва ли — вы понимаете, что он, не получив желаемого, просто выражает свои эмоции, как умеет, а значит, дело не в вас.

Словом, стоит всегда стараться прояснить намерения собеседника. Конечно, сказать проще, чем сделать. Допустим, вы видите, как коллеги, посмотрев на вас, начинают хихикать. Ваша первая реакция? Скорее всего: «Они сплетничают обо мне!» или «Они точно смеются надо мной!». Потребуется усилие, чтобы остановить себя и сказать: спокойно, на самом деле я не представляю, о чем они говорят и что думают; скорее всего, ко мне это не имеет никакого отношения.

Для того чтобы научиться так реагировать на автомате, потребуется упорная работа. Но что делать, если никакие усилия не помогают и дело действительно в вас?

Способ второй: проявить к себе эмпатию или дать себе возможность высказаться

Вернемся к примеру с водителем, который начал зло вам сигналить. Возможно, его гнев вполне оправдан: вы ехали слишком медленно, а он спешил. Поняв, что в случившемся есть ваша вина, вы можете испытать вину и стыд. Постарайтесь проявить к себе эмпатию и признать свои чувства: растерянность, стыд, грусть. Признайтесь себе, что оказаться неправым очень неприятно.

Иногда полезно бывает высказаться. Например, если друг утыкается в телефон, можно сказать: «Я делюсь с тобой чем-то очень важным, и когда ты не поднимаешь на меня глаза, у меня складывается впечатление, что тебе все равно». При этом важно говорить о своих чувствах, не обвиняя другого человека.

Если вы покажете свою уязвимость, а не уязвленность, больше шансов, что вас услышат и впредь будут принимать ваши чувства всерьез. Попробуйте использовать эти две стратегии на протяжении ближайших нескольких дней или даже недель и отслеживайте результаты.