Как диснеевские принцессы влияют на психику детей: 4 мультфильма глазами психологов
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

1. Белль

«Как мы помним, принц был заключен в тело чудовища за свое равнодушие, нарциссизм и эгоизм. Вернуть себе человеческий облик он мог, только полюбив кого-то и заставив этого кого-то полюбить себя. Но человек может отвечать только за свои собственные чувства, чувства других — вне зоны его ответственности. При этом половина ответственности за перерождение героя ложится на женщину: она должна полюбить его, чтобы спасти, пожертвовать собой, потерять себя ради цели другого человека. Тут можно провести параллель с женами алкоголиков и наркоманов, бесконечно и безрезультатно спасающих своих «чудовищ», — говорит Мария Макухина, клинический психолог детской клиники «Фэнтези».

Чтобы заставить Белль влюбиться в себя, Чудовище использует манипулятивные, «пикаперские» техники. Результат — признаки стокгольмского синдрома у Белль, которая попадает в абьюзивные созависимые отношения с социопатом, равнодушным к желаниям других людей».

2. Ариэль

«В мультфильме «Русалочка» материнская фигура отсутствует. Ариэль воспитывает властный жесткий маскулинный отец, который распоряжается жизнью дочери и у которого нет с ней контакта: он запрещает ей подниматься на поверхность моря, но не дает себе труда донести до Ариэль, чем вызван этот запрет, — продолжает психлог.

У русалочки есть мечты, интересы, цели и устремления, она может играть в своей жизни активную роль, а не просто ждать, когда кто-то придет и изменит ее жизнь, как Золушка или Белоснежка. Но она тоже оказывается в роли спасателя мужчины — запутавшегося, околдованного — и ради этого даже готова отказаться от своей идентичности, изменить свою сущность.

Здесь можно увидеть и попытки стать кем-то другим, изменив собственное тело. Такая потеря себя не идет на пользу самовосприятию и самоценности. Она транслирует зрителю, что человек не может быть счастлив таким, какой он есть: обрести счастье можно, только пройдя через страдания и отказавшись от своей идентичности».

+2

3. Рапунцель

В мультфильме «Рапунцель» взрослая женская фигура есть, но она демонизирована: «матушка» Готель мешает ей жить, запугивает, манипулирует, держит ее в башне, лишая возможности нормально социально функционировать. И в какой-то момент в жизни Рапунцель появляется малознакомый мужчина. Надо сказать, что со всеми своими избранниками мультипликационные принцессы знакомы очень плохо: между ними нет глубоких отношений, они не знают желаний и стремлений друг друга, напоминает Мария Макухина. — Малознакомый мужчина к тому же оказывается вором и аферистом — в полном соответствии со стереотипом «хорошие девочки влюбляются в плохих мальчиков, спасают их и меняют к лучшему». Здесь происходит идеализация героя: да, он вор и мошенник, но с большой и чистой душой, стоит только приложить усилия и открыть его богатый внутренний мир».

4. Золушка

«Синдром Золушки — это понятие, которое описывает ситуацию, когда женщина опирается на внешнюю красоту и/или мужчину, чтобы добиться успеха в жизни.
Но также это может означать, что женщина ожидает, что ее жизненная ситуация изменится автоматически, как в сказке, если она просто будет терпеливо ждать. Этот синдром может привести к пассивности и неуверенности в себе, — объясняет врач, психосоматолог, нейпропсихолог Екатерина Тур. — Опасно быть хорошей девочкой, потому что подобные ожидания могут привести к тому, что женщина не будет брать на себя ответственность за свою жизнь и действовать активно в своих интересах. Она может упустить возможности и оставаться во вредной для себя ситуации, просто потому что верит в сказочный конец.

Кроме того, подобное отношение к жизни может привести к тому, что женщина будет не уважать свои способности и достижения, а думать, что все произошло благодаря удаче или чьей-то помощи.

Мультфильмы про принцесс — главное зло?

Ни один мультик сам по себе не является «злом»: все зависит от того, в каком контексте он подается, в каком ключе обсуждается, а также от гендерных стереотипов и социальных ролей, которые «транслируются» родителями и окружением ребенка.

«Говорить, что девочка, смотревшая в детстве „Красавицу и чудовище“, вырастет со сформировавшимся стокгольмским синдромом и склонностью к абьюзивным отношениям, нельзя, — объясняет Мария Макухина. — Из любого мультика можно как вынести положительные модели поведения, так и обсудить, почему не стоит так себя вести».

Большинство мультфильмов — довольно старые, и создавались в другом социальном контексте, когда представление о гендерных ролях, о том, как должен вести себя мужчина, а как женщина — существенно отличались от сегодняшних. Важно обсудить это с детьми, выслушать их мнение и дать обратную связь.

Психолог приводит данные нескольких исследований:

  • Есть исследование, которое показывает, что просмотр мультиков не влияет на выбор гендерной роли, но влияет на восприятие образа тела, на представления о том, как должны выглядеть женщины и мужчины, на формирование мужской модели поведения — например, настоящий мужчина должен быть сильным, упорным, отважным.

  • Результаты другого исследования говорят о том, что мультфильмы все-таки влияют на формирование гендерных стереотипов, и дети их перенимают.

  • Еще одно исследование показывает, что на формирование гендерных стереотипов влияют модели поведения, существующие в семье. Если, например, мать замужем за абьюзером, чувствует себя несчастной, но считает, что должна терпеть, молча страдая и выполняя роль обслуживающего персонала, то, скорее всего, мультфильмы добавят значимости данной модели поведения, и девочка именно с ней.

Мария Макухина предлагает заменить истории про диснеевских принцесс более современными мультфильмами, например «Головоломка», «Тайна Коко», «Эльканто»: «Они несут в себе множество положительных посылов и ими можно заменить просмотр мультиков, где эксплуатируется тема принцесс, с которыми маленькая зрительница может себя отождествлять».