Как и почему мы ссоримся: разбираемся на примере 16 типов личности по MBTI | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Почему мы ссоримся

Причиной ваших ссор с близкими или коллегами может стать то, что вы по-разному видите ситуацию и мир в целом:

  • Кто-то избегает ссор, а кто-то активно идет в бой, воспринимая ее как возможность для личной победы.

  • Для одного важнее логические доводы, а для другого — извинение и признание неправоты партнера.

  • Кто-то видит больше деталей, а кто-то думает о картине целиком, и ему не важны «мелочи».

  • Одни фокусируются на эффективности, другие — на получении удовольствия от процесса.

  • Кто-то может считать себя реалистом и видеть в своем партнере поверхностного человека, который летает в облаках.

Все это может раздражать и приводить к конфликтам.

Как не доводить до ссор

Как научиться видеть ситуацию так, чтобы не доводить до ссор? Для этого нужно просто понимать, как мыслит собеседник. Если бы вы заранее знали, как другой человек вас слышит, как он воспринимает ваши слова, то могли бы «подстелить соломку» в ваших разговорах. Но это не значит, что нужно умение читать мысли другого — необходимо лишь быть внимательным к особенностям его типа личности. И уважать эти особенности.

Как это работает в жизни

Кейс 1.

Мой партнер по бизнесу жаловался на сотрудника, потому что тому нужно все время все упорядочивать. Для партнера это казалось пустой тратой времени, а сотруднику тяжело находиться в хаосе. Я напомнила партнеру об их разных типах личности и объяснила, что сотрудник будет более эффективно выполнять свою работу, если партнер даст ему чуть больше времени, чтобы навести порядок.

Кейс 2.

Моя клиентка раньше обижалась на коллегу, который мог холодно ответить, если она пришла не вовремя с вопросами и предложениями. Сейчас она понимает, что он не хочет обидеть или задеть. Просто его тип личности — ISTP, а ее — ENFJ: женщина ожидает эмоционального вовлечения в ситуацию, а мужчина предпочитает говорить только по делу, выражая симпатию действиями, а не эмоциями. Раньше на молчание коллеги клиентка злилась, а теперь спрашивает: «Тебе надо время, чтобы все проанализировать и подумать?» Он отвечает: «Да, я подумаю до завтра».

Тест
Тест: Кто вы — хаос или порядок?
1/10

Как выглядит ваше утро?

У меня запланировано все, включая время на кофе

У меня есть приблизительный план, которому я стараюсь следовать

Зачем все планировать заранее? Я люблю принимать решения в моменте!

Когнитивные функции MBTI

Всего есть 16 типов личности, которые образованы из следующих пар предпочтений.

Экстраверсия (E) и Интроверсия (I)

Во время ссоры экстраверты очень активные, а интроверты, наоборот, тихие и задумчивые. Кому-то может даже показаться, что интроверту безразлично происходящее, так как он выглядит отстраненным, но это не так. Просто интроверту надо уложить все аргументы у себя в голове, прежде чем вступать в диалог. Экстравертов это может раздражать.

Но если у вас стоит цель найти решение, снизить конфликт и градус напряжения, то:

  • не воспринимайте на личный счет все слова экстраверта во время ссоры — он просто вслух пытается уложить свои мысли;

  • не торопите интроверта с ответом — помните, что он мыслит не вслух, а про себя. Обозначьте свои ожидания и старайтесь не ранить его словами.

Сенсорика (S) и Интуиция (N)

Сенсорика может ранить тот факт, что человек не выполнил свое обещание вовремя. «Ты обещал, что в среду в 12:00 уже будет все сделано». А интуита может ранить подтекст и отношение партнера: «Ты это сказал таким голосом, будто тебе это совсем не интересно» или «Ты никогда не выполняешь свои обещания». Интуиты склонны обобщать, используя «всегда» и «никогда» в речи.

Мышление (T) и Чувства (F)

Во время ссоры мыслители опираются на факты. Разложив все по полочкам, они считают, что конфликт исчерпан. Эмоции излишни. А вот для тех, у кого преобладает функция «Чувство», эмоции как раз важнее аргументов: «Мне было неприятно, что ты повысил голос». Если партнер был не прав, для избежания новой вспышки конфликтов для них важно услышать извинение.

Суждение (J) и Восприятие (P)

Те, у кого развита функция «Восприятие», могут перескакивать с темы на тему во время ссоры. «Судящие» же хотят как можно быстрее внести ясность, поэтому им важно решить сначала одну спорную тему, а потом перейти к другой. Им сложно лечь спать, если вопрос остается открытым. А еще они не склонны менять свое мнение во время ссоры, поэтому могут до последнего доказывать свою правоту.

Каждый человек ценит свои четыре когнитивные функции и отдает меньший приоритет тем, которые не входят в его тип личности.

Как типы личности MBTI ведут себя в конфликте

INTJ

Во время ссоры следуют логике и заявленной теме. Это лишь задача, которую надо решить без эмоций. Предпочитают завершить ссору, не откладывая разговор на потом.

INTP

Избегают драматизма, предпочитая конструктивный диалог. Они могут не найти сразу выхода из ссоры, но подумав, предложат дельный вариант разрешения ситуации.

ENTJ

Часто берут инициативу в ссоре в свои руки. Ценят честность и прямоту. Могут не учитывать чувства других, создавая флер требовательного человека.

ENTP

Для них ссора — это как интеллектуальная битва: они ее не боятся и не избегают. Могут менять свое мнение по ходу ссоры.

INFJ

Могут расстроиться не из-за слов собеседника, а из-за потери эмоционального контакта с ним. Долго переживают после ссоры, могут замыкаться в себе.

INFP

Глубоко переживают все конфликты. Во время ссоры ожидают услышать, что партнер ценит их чувства и уважает их. Для них важна не столько правда, сколько внутреннее состояние.

ENFJ

Часто избегают ссор и жертвуют своими желаниями и чувствами ради сохранения отношений. Но, когда напряжение накапливается, могут внезапно взорваться. Для них важен открытый диалог.

ENFP

Бурно реагируют на конфликт, порой излишне драматично. Даже если ссора незначительная, могут ощущать себя отверженными. Быстро прощают, если чувствуют искренность и поддержку.

ISTJ

В ссору зачастую вступают из-за нарушения кем-то правил или договоренностей. Они не выносят повышенный тон и открытый конфликт. Во время ссоры опираются на свой прошлый опыт и на факты.

ISFJ

Могут долго терпеть. Очень ранимы, если чувствуют, что их старания обесценивают. Стараются избегать ссор и конфликтных ситуаций.

ESTJ

Делают все, чтобы немедленно решить ссору, а не откладывать его в долгий ящик. Стараются, чтобы в диалоге был порядок повествования и сохранение логики. Могут казаться жесткими в ведении переговоров, так как не учитывают эмоции других.

ESFJ

Очень эмоционально вовлекаются в ссору, но при этом быстро «отходят», если ощущают доброту. Потом могут долго переживать из-за пошатнувшегося мира.

ISTP

Предпочитают решать проблемы логично и без лишних разговоров. Могут казаться отстраненными, но на самом деле они все обдумывают.

ISFP

Очень чувствительны к темам ссор. Могут обидеться, замкнуться и не говорить, в чем проблема. Часто уходят от конфликта, если чувствуют давление. Они нуждаются в мягком и доверительном общении.

ESTP

Активные в ссоре, могут использовать юмор. Не любят затяжных ссор: для них важно все прояснить как можно быстрее, поэтому быстро «отходят».

ESFP

Очень ярко проявляют эмоции: за одну ссору могут и поплакать и посмеяться и покричать. В ссоре ожидают, что партнер будет демонстрировать, что понимает его и его чувства.

С кем у вас могут возникать конфликты чаще всего

Типы личности, которые склонны к конфликтам друг с другом:

  • INFJ и ESTJ,

  • INTJ и ESFJ,

  • ENFJ и ISTJ,

  • ENTJ и ISFJ,

  • INFP и ESTP,

  • INTP и ESFP,

  • ENFP и ISTP,

  • ENTP и ISFP,

Помните: никто из вас не хуже и не лучше, просто у вас разные способы восприятия мира. Наблюдайте, слушайте — так вы лучше поймете предпочтения собеседника. И заранее обозначайте, что для вас важно, чтобы он мог учесть ваши особенности.

Яна Шмидт

Сертифицированный практик MBTI, психолог, коуч ICF

Личный сайт