В книге «Под давлением. Как противостоять эпидемии стресса и тревоги среди девочек» я призываю родителей и учителей осознать проблемы, с которыми сталкиваются девочки, и научить их противостоять этим сложностям ради сохранения душевного здоровья.
Однажды ко мне на прием пришла девятиклассница Ника, которая страдала от бессонницы и сильной тревоги. Ника не могла уснуть, потому что волновалась из-за всего подряд. Она переживала из-за незаконченного домашнего задания, «дурацких постов» в социальных сетях, напряженных отношений с друзьями и из-за секции гимнастики, которая ей не нравилась.
Но однажды девочка пришла на прием, сияя от счастья. Оказалось, что она сломала ногу и получила «реальный» повод бросить гимнастику, будто ухудшение ее душевного состояния не было достаточно веской причиной.
Общество часто скрыто или явно внушает девочкам, что они должны нравиться другим и быть «идеальными», вместо того чтобы заботиться о себе и следовать за мечтами. Если девочка постоит за себя и скажет «нет», в лучшем случае ее обвинят в невнимательности к окружающим, в худшем — назовут стервой или истеричкой. Чтобы избежать подобных последствий, девочки, как правило, уступают и молча соглашаются. В результате многие чувствуют себя так же, как Ника: напряженными, перегруженными, в разладе со своими желаниями и интересами.
Общество оценивает сильных женщин совсем по другим стандартам, нежели мужчин
В идеальном мире нам не пришлось бы учить девочек выживать в условиях сексизма. Конечно, важно выиграть в долгосрочной борьбе и изменить сообщения, которые наша культура внушает женщинам всех возрастов. Но в текущих условиях мы должны помочь подрастающему поколению девочек и научить их противостоять давлению, с которым они сталкиваются. Вот как мы можем это сделать.
1. Не заставляйте говорить «да»
Под влиянием сексистской культуры мы чувствуем, что должны заставлять девочек хорошо себя вести. Если наши дочери будут грубыми или невнимательными по отношению к окружающим, это негативно скажется как на них, так и на нас самих.
Конечно, иногда девочкам нужно сделать то, чего они не хотят: допустим, навестить скучного родственника и вести себя с ним вежливо. Тем не менее мы часто заставляем их делать то, что должно быть добровольным выбором: вступить в спортивную команду, пригласить кого-то из вежливости на праздник. Девочки не должны соглашаться на то, что делает их несчастными. И мы не должны упускать возможности, чтобы научить их говорить «нет».
2. Рассказывайте о дискриминации
Общество оценивает сильных женщин, которые четко и ясно выражают свое мнение, совсем по другим стандартам, нежели мужчин. Мужчину, который твердо отстаивает свою позицию, сочтут настойчивым, в то время как женщину назовут агрессивной.
Девочек и женщин, которые ведут себя «по-мужски», часто критикуют или наказывают за это. В рамках одного исследования ученые выяснили, как сотрудники компании воспринимают женщин, которые ведут себя так же настойчиво, как мужчины. Оказалось, что коллеги считали их менее компетентными и менее ценными сотрудниками по сравнению с мужчинами.
Мы должны рассказывать девочкам о дискриминации, с которой они могут столкнуться. Так им будет проще решить, когда вести себя прямо и настойчиво, а в каких случаях выбрать более гибкий подход, чтобы добиться удовлетворения своих потребностей.
3. Не навязывайте речевые модели
В популярных СМИ периодически встречаются статьи о том, что женщины слишком часто извиняются и подрывают свой авторитет, начиная фразу со слова «просто…». Неудивительно, что защитники женщин призывают их бросить подобные речевые привычки, чтобы звучать более убедительно. Но когда мы просим девочек и женщин изменить манеру речи, это подкрепляет опасную идею. Получается, что мужчины говорят правильно, а женщины — неправильно.
Мы не должны критиковать женскую манеру речи. Нам следует восхищаться тем, как женщины используют речь для выражения эмпатии и внимания к чувствам других. Нам нужно признать, что они интуитивно применяют сложный набор лингвистических стратегий, чтобы отказывать людям, не раня их чувства и не разрушая отношения.
Так что не призывайте девочек имитировать мальчиков в манере речи. Лучше помогите им проанализировать, как они выражаются в разных ситуациях в зависимости от целей коммуникации. Это поможет тщательнее отбирать слова в случае необходимости.
4. Помогайте принимать отрицательные эмоции
Девочки злятся, грустят и приходят в отчаяние точно так же, как и все остальные. Но у них эти чувства могут вызывать тревогу. Многие девочки думают, что не должны испытывать таких эмоций, и переживают, что их за это осудят.
Родители, сами того не желая, могут усугубить проблему, если будут обесценивать негативные переживания девочек, вместо того чтобы попытаться понять их. Со мной такое тоже случается. Часто за ужином дочь жалуется на какого-нибудь учителя или одноклассника. Моя рефлекторная реакция в таких случаях — сказать что-нибудь вроде: «Наверное, у него сложный период в жизни. Ты должна быть доброй» или «Наверняка у учителя просто слишком много работы». Подобное перенаправление внимания обесценивает чувства дочери.
Конечно, поощрять доброту правильно. Но мы не должны внушать девочкам, что они не имеют права на отрицательные эмоции. Это только подорвет их способность правильно распознавать собственные чувства. Лучше проявить внимание к их переживаниям, позволить выговориться и помочь разобраться, что означают эти эмоции.
5. Не акцентируйте внимание на внешности
Девочки и женщины сталкиваются с сильным давлением относительно внешности. Наши СМИ транслируют четкое сообщение: общество главным образом ценит женщин за то, как они выглядят, а не за то, кто они есть.
Мы должны научить девочек идти вперед и не отступать перед лицом трудностей
Переживания по поводу внешности могут подорвать уверенность в себе. Одно из исследований показало, что комментарии относительно внешнего вида женщины могут нарушить работу ее когнитивных функций. Задача родителя — представлять с выгодной стороны такие характеристики, как ум, чувство юмора, творческие способности или другие внутренние качества, которые девочка может осознанно развивать в себе.
Обращайте внимание девочек на сексистские культурные сообщения, которые они слышат. Покажите, как новости фокусируются на гардеробе женщины-политика или на внешности популярной певицы, а не на таланте и профессиональных качествах. Это научит девочек распознавать дискриминацию и противостоять ей.
Также родители могут помочь девочкам полюбить собственное тело. Поощряйте участие в групповых видах спорта, где не требуется выдающейся красоты тела. Учите получать удовольствие от телесных ощущений, например, от объятий или от нанесения ароматного лосьона для тела.
Мы должны прекратить воспитывать девочек, которые подстраиваются под других, и помочь им в борьбе против чужих ожиданий. Подготовив к встрече с дискриминацией, мы поможем им вырасти счастливыми, сильными и независимыми женщинами. Мы должны научить их идти вперед и не отступать перед лицом трудностей, которые неизбежно встретятся на пути. Девочки, которые научатся смотреть в лицо страхам, узнают, насколько храбрые они на самом деле.
Источник: greatergood.berkeley.edu
Об авторе
Лиза Дамур — психолог, автор книги «Под давлением. Как противостоять эпидемии стресса и тревоги среди девочек». Ее