Как не расклеиться после увольнения: 7 шагов

Шаг 1. Признайте, что испытываете разные острые чувства и эмоции по поводу произошедшего

Что это? Тоска? Досада? Агрессия? Честно называйте самые сильные: злость, ярость, гнев, страх. Эти чувства принято считать негативными, но они содержат в себе энергию, которая понадобится впоследствии.

Запишите все чувства, что «кипят» внутри, в тетрадь или блокнот столбиком, оценивая по шкале от 1 до 10, где 1 — самое слабое, а 10 — самое интенсивное чувство. Поставьте дату, чтобы впоследствии отследить, как изменилось ваше состояние.

Шаг 2. Зарядите батарейки

В состоянии стресса огромное количество энергии тратится впустую. Вместо этой суеты перейдите к действиям, которые успокоят и приведут вас в состояние наполненности. Вы их точно знаете, и это самые обычные и привычные ритуалы. Можно выпить чаю, прогуляться быстрым шагом, принять душ. Даже пирожные могут стать подмогой, чтобы вернуть себе способность опять сосредоточиться на поиске решения.

Шаг 3. Проанализируйте, что произошло в действительности

В критическом состоянии мы часто не видим объективной картины. Настало время ее воссоздать. Свои чувства вы уже выписали раньше, сейчас начните составлять таблицу, основываясь только на фактах. 

  • Первую колонку озаглавьте: «Что произошло?». В нее запишите факты, избегая слов, которые придают речи различные оттенки или содержат оценку. Например, вы негодуете: «Эти безмозглые тупицы меня несправедливо уволили». Вместо этого в таблице пишем: «Руководитель сообщил о расторжении трудового договора». Вы увидите, как безоценочное изложение фактов поможет вам успокоиться и начать думать рационально. 

  • Вторую колонку назовите «Какие последствия?». И снова опишите только факты, без оценок и чувств. Вместо фразы: «Теперь мне не на что жить, и я не знаю, как оплачивать ипотеку» запишите: «Мой доход уменьшился на … рублей». 

  • В третьей колонке таблицы запишите вопрос «Что нужно сделать в связи с произошедшим?». Сформулируйте конкретный ответ — например, «Восполнить дефицит бюджета в Х рублей».

  • Озаглавьте четвертую колонку «Как это сделать?». Не торопитесь с ответами. Просто посмотрите на написанное и отложите тетрадь, мы вернемся к ней позже. 

Шаг 4. Максимально защитите себя

После снижения остроты кризиса мы можем и должны обсудить с руководителем все условия увольнения с максимальной пользой для себя. Вести продуктивные переговоры в подавленном или, наоборот, возбужденном состоянии невозможно, поэтому потребуется предварительная подготовка.

Исходя из личной ситуации, обдумайте, о чем вы можете договориться. Если вы оформлены официально, закон на вашей стороне. Трудовое законодательство в РФ соблюдает права сотрудника: вам положен пакет в размере двухмесячного заработка, а в ряде случаев и больше. Проконсультируйтесь со специалистом и приходите к руководителю с собственными аргументированными предложениями.

Шаг 5. Дайте себе передышку

Это обязательно. Не храбритесь и не загоняйте себя в угол. Как в известном рекламном слогане: «Пусть весь мир подождет». Вам нужно время на ничегонеделание. Разрешите это себе. В зависимости от личной ситуации, передышка может длиться неделю или несколько месяцев. Кто-то может только гулять в парке, а кто-то уедет на месяц к морю.

Чем заполнить это время — зависит от вашего состояния. Некоторые могут только есть, спать и гулять. Это тоже нормально. Но если в голову будут приходить идеи о том, чем можно было бы заняться — запишите их. Возможно, чуть позже вы обнаружите в своих записях парочку отличных мыслей.

Шаг 6. Перестройте свое окружение

Решительно удаляйте из контактов всех, кто негативен по отношению к вам, кто потенциально может напоминать о неприятных моментах, кто уже навредил… Даже если это будет треть телефонной базы — не переживайте: на их месте появятся новые люди, а значит, и новые возможности. Если близкие люди негативно относятся к факту увольнения или неосознанно давят на вас, временно ограничьте общение с ними под благовидным предлогом.

Шаг 7. Откройтесь возможностям

Сегодня мир довольно прозрачен: вакансии, проекты, инициативы — большинство информации доступно в интернете. Выпишите в столбик свои сильные качества и навыки, подкрепите каждый из них фактом и примером успеха. Напишите о том, что ищете работу, в своих соцсетях. Напомните об этом друзьям, бывшим коллегам, которые к вам хорошо относятся. Заходите на профильные форумы, станьте членом сообществ — словом, используйте возможности диджитал-мира по полной. Действуйте, и у вас все получится. 

Лариса Иноземцева
Лариса Иноземцева

Психолог, коуч, специалист по целеполаганию.