Как отношения в семья влияют на развитие речи ребенка

Чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо создать вокруг него благоприятную среду. То есть такую, которая поможет прогрессу и поддержит его. Вот несколько тезисов, которые важно учитывать родителям и близким.

Человеку нужен человек

Речь ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. Поэтому важно, чтобы они внимательно отнеслись к ребенку, искренне интересовались им.

Без поддержки не будет развития

Здоровая семья — вот лучшая среда для развития ребенка. В этом легко убедиться, если сравнить уровень развития «домашних» и «детдомовских» детей.

Даже если ребенок родился с выдающимися способностями, отсутствие интереса и постоянной поддержки со стороны значимых взрослых с прискорбной частотой приводят к задержкам или деформациям (когда какие-то качества слишком развиты, а другие — не развиты вообще) в развитии ребенка.

До трех лет главная — мама

«Психологическая пуповина», которая после рождения связывает ребенка с мамой, оказывает огромное влияние на его развитие. До трех лет ребенок очень зависим от матери и ее психологического состояния. Это означает, что тревоги матери, ее стрессы и депрессия отражаются на нем.

Нестабильное психологическое состояние мамы приводит к задержкам речевого развития у ребенка, поэтому мама должна следить за своим психическим здоровьем, а остальные члены семьи — помогать ей.

Как отношения в семья влияют на развитие речи ребенка

До семи лет семья важнее всего

Маленький ребенок подражает близким, повторяет движения, копирует манеру говорить. В этом подвижном «зеркале» мы можем увидеть себя со стороны — и разглядеть не только позитивные моменты, но и ошибки.

Наблюдая за ребенком, можно догадаться, в какой семье он растет. Даже если ребенок ходит в дошкольное учреждение, где ему объясняют правила поведения, прививают социальные навыки, занимаются с ним, все равно влияние семьи в этом возрасте сильнее.

Постарайтесь вложить в детей максимум до наступления пубертата, ведь потом авторитет родителей падает и на первом месте оказываются сверстники.

Правила поведения в семье

Вот несколько правил, соблюдение которых поможет создать благоприятные условия для развития речи вашего ребенка, а также избежать ошибок.

Что можно и нужно делать:

  • интересоваться тем, что говорит ребенок, активно включаться в общение;
  • слушать ребенка, отвечать на вопросы, беседовать на разные темы, вместе с ребенком читать книги;
  • разговаривать с ребенком спокойно, доброжелательно, с уважением;
  • улыбаться во время разговора;
  • сохранять дистанцию — не приказывать, не навязывать свои темы для разговора и свою точку зрения;
  • проявлять гибкость — прислушиваться к его мнению, поддерживать обсуждение значимых для него тем.

Чего делать нельзя:

  • кричать на ребенка;
  • игнорировать его;
  • скандалить и ссориться при нем, использовать ненормативную лексику.

Очень часто проблемы с речью у ребенка вызваны отношениями в семье, атмосферой, в которой он находится. От взрослых зависит, смогут ли они исправить ошибки, посмотреть на воспитание ребенка иначе.

Конечно, не так-то просто «разглядеть в своем глазу бревно», трезво оценить и увидеть проблемы, над которыми надо работать. Еще сложнее поменять себя, свою привычную манеру поведения. И тем не менее ради благополучия ребенка, ради его развития можно и нужно сделать все возможное.

Как отношения в семья влияют на развитие речи ребенка

«Логопедическая практика» Елены Янушко

Серия «Логопедическая практика» направлена на формирование правильного произношения у детей 5-7 лет. В серии уже вышло 4 альбома, каждый посвящен определенному звуку. Альбомы серии «Логопедическая практика» не требуют дополнительных пособий.

Все задания подкреплены иллюстрациями, на последней странице размещена раскраска по номерам. На внутренней стороне обложки есть иллюстрированная речевая гимнастика, которую рекомендовано выполнять перед каждым занятием. В конце альбома — вырезной диплом, подтверждающий, что ребенок научился произносить определенные звуки.

Елена Янушко

Об авторе

Елена Янушко — педагог-новатор, логопед.