Как поймать и удержать удачу?

Трудно представить себе двух более разных людей, чем древнеримский философ-стоик и наша современница, американка-телеведущая, тем не менее их мысли об удаче схожи. «Это готовность использовать случай», — сказала Опра Уинфри. «Это когда подготовка встречается с возможностью», — сказал почти за две тысячи лет до нее Луций Анней Сенека. Мы видим невооруженным глазом, что некоторым везет больше, чем другим: выходит, у них подготовка лучше?

Колесо Фортуны

Мы часто говорим об удаче как о внешней силе, которая от нас не зависит, зато мы сами зависим от нее. У такого отношения длинная история: в античной Греции эту силу называли Тихе — эта богиня заведовала случаем и судьбой. Ее атрибутом было колесо — символ переменчивости. Нам оно знакомо как колесо Фортуны — это новое имя все той же богине дали римляне.

Иногда кажется, что она к нам особенно благосклонна, иногда — что разгневана на нас. Также нам может представляться, что удача — ограниченный ресурс: где повезет одному, не повезет другому. Следуя этому убеждению, мы сами воплощаем его в реальность. «Нет смысла искать место для машины рядом с офисом, все равно там все забито», — подумает кто-то — и тем самым освободит место для более уверенного в себе автомобилиста. Может быть, удачливость — это какая-та особая черта характера? Похоже, что нет.

Из одних и тех же событий мы можем сделать совершенно разные выводы

«Такого понятия, как удачливость, в психологии не существует, — утверждает психодраматист и этнопсихолог Игорь Любитов, — есть наше представление о себе, о том, насколько мы удачливы или наоборот». Мало того, что оно влияет на наше поведение — из одних и тех же событий мы можем сделать совершенно разные выводы. Игорь Любитов рассказывает анекдот, взятый из жизни: «В Израиле женщина дважды за месяц попала под взрыв бомбы в автобусе. «То ли мне очень не везет, то ли, наоборот, везет, не могу понять, что именно», — сказала она обследовавшему ее врачу».

В самом деле, бомба — это не очень счастливый случай, но остаться два раза в живых — разве это нельзя назвать везением? «Выбор интерпретации зависит от нас», — подчеркивает психолог.

Секрет счастливчиков

Чем отличаются те, кто считает себя удачливым? «Среди предпринимателей и руководителей, которых я консультирую, много тех, кто пережил тяжелые моменты: потери, разорение, тюремное заключение, — но каждый раз они находят возможность подняться и начать заново, — рассказывает бизнес-коуч и когнитивный психотерапевт Татьяна Солдатова.

— Есть свойство, общее для них всех: они рассматривают как возможность для развития любой случай, а не только тот, который большинство сочло бы счастливым». Не опускать руки, не сдаваться, — им свойственна твердость духа, но в то же время и мягкость, чуткость к обстоятельствам.

Представление о себе влияет на то, что мы видим вокруг. «Был проведен интересный эксперимент: студентов спрашивали, удачливы они или нет, а затем просили посчитать количество иллюстраций в газете, — рассказывает Игорь Любитов. — При этом на третьей странице была надпись: «Здесь 43 иллюстрации, можешь дальше не считать», а на седьмой — большая надпись: «Если покажешь меня профессору, он даст тебе 250 долларов».

Удачное стечение обстоятельств само по себе может восприниматься как что-то тревожащее

Выяснилось, что есть четкая зависимость: студенты, считавшие себя неудачливыми, считали иллюстрации, не обращая внимания на надписи. Субъективно удачливые замечали первую надпись и сразу сообщали ответ. Но самые удачливые видели и вторую надпись и получали свои 250 долларов. Отсюда вывод: удача зависит от распределения внимания».

Те, кто, заметив первую надпись, все же продолжали листать газету, не только выполняли поставленную задачу, но и делали что-то необязательное, проявляли любопытство. Возможно, секрет в этом. Но когда мы делаем что-то необычное, мы сталкиваемся с тревогой. Поэтому и порой удачное стечение обстоятельств само по себе может восприниматься как что-то тревожащее.

«Хорошо бы соблюдать баланс: безопасность — оценка своих сил — попытка пробовать новое, — предлагает Игорь Любитов. — Прыгать без парашюта, надеясь на удачу, — это чересчур, но другой дорогой пойти домой доступно каждому».

Как на это посмотреть

Бизнес-коуч и когнитивный психотерапевт Татьяна Солдатова напоминает притчу, из которой мы можем сделать вывод об отношении к судьбе:

У одного крестьянина был сын и одна лошадь, соседи считали его бедняком. Однажды лошадь убежала. «Вот не повезло!» — сочувствовали сельчане. Но крестьянин сказал только: «Пойду искать». Вскоре лошадь вернулась и привела с собой жеребца. «Повезло!» — сказали сельчане. «Буду пасти двух лошадей», — сказал крестьянин.

Его сын взялся объезжать жеребца и сломал ногу. «Какая неудача!» — сказали все. А он: «Буду лечить». Началась война, и всех молодых мужчин в селе забрали, но сын остался дома… «Мораль этой истории в том, что важнее не то, как мы оцениваем события, а то, что мы делаем в ответ на них», — заключает Татьяна Солдатова.

Как поймать и удержать удачу?

Придется ли платить?

Опасливая народная молва призывает нас бояться своих желаний — то ли потому, что мы разочаруемся, то ли потому, что за это придется заплатить. Почему такого не говорят про удачу? «Поскольку в нашем воображении это событие связано с внешними силами, то мы как бы не несем за это ответственности, поэтому и не расплачиваемся», — объясняет Игорь Любитов.

И все же известны — и не так уж малочисленны — случаи, когда удача, вызванная уж точно внешними причинами, такими как выигрыш в лотерею, влекла за собой ужасные последствия. Например, Альберт Бегракян выиграл в 2009 году 100 млн рублей, а спустя два года все растратил, залез в долги и оказался под следствием.

Долги, разводы, обиды друзей и родственников — таких историй немало. Почему выигрыш не только не гарантирует счастья, но и ставит под угрозу то благо, которое имелось у победителя до этого? «Феррари» покупает тот, кто умеет его водить, а выиграть его может и тот, кто не знает, что с ним делать, — замечает Игорь Любитов, — то же самое с крупными суммами: с ними надо уметь обращаться. А у того, кто получил их внезапно, нет времени на изучение, как «водить» миллион, приходится действовать методом проб и ошибок».

Игрок расплачивается не за удачу, а за потерю контроля над своими действиями

Он не умеет сохранять свои деньги, распознавать мошенников, выбирать среди множества поступающих предложений те, что ему полезны. Дело не в расплате за удачу, а в том, что он оказывается в новой ситуации без подготовки и испытывает сильный стресс, который мешает ясно думать. Отсюда и последствия.

Говоря об удаче, как не вспомнить об азартных играх? Но не стоит путать веру в себя и веру в удачу, настаивает Татьяна Солдатова: «На вторую в чистом виде полагаются чаще всего те, кто не очень-то верит в себя. Те, кто по-настоящему удачлив, всегда знают, зачем они в мире и что они собираются здесь делать. Тогда как азартные игроки редко имеют представление о своей миссии».

Отсюда один шаг до зависимости: у игрока возникает иллюзия личных отношений с удачей, «он пытается уловить закономерности типа «прошла блондинка, ставь на красное» — и в результате тратит массу сил на события, которые контролировать нельзя, и перестает контролировать то, что может», — замечает Игорь Любитов. Игрок и в самом деле расплачивается, но вовсе не за удачу, а за потерю контроля над своими действиями.

Верить, но не полагаться

Есть способ не только избежать негативных последствий, но и пригласить удачу в свою жизнь, считает Татьяна Солдатова: «Внесите предоплату. Начинайте смотреть на все происходящее так: раз это случилось, в этом есть нечто для меня, для моего движения вперед. Задавайте себе вопрос: «Куда я иду, куда я расту?» — и честно слушайте ответы.

Не обесценивайте радость, даже самую маленькую, и старайтесь передать эстафету, сделав радость для кого-то еще. Вы заметите, как обстоятельства все чаще складываются более благоприятным для вас образом». Приятно думать о себе как о везунчике. Но верить в удачу не значит полагаться только на нее.

У средневековых бенедиктинских монахов был девиз: «Молись и трудись». Он разворачивается в более подробную инструкцию, которой мы можем воспользоваться, продолжает бизнес-коуч: «Молись, как будто все зависит от Бога, и трудись, как будто все зависит от тебя».

Гарантий успеха нет, но я предлагаю стратегию, которую используют мои клиенты: они все подготавливают и страхуют, что можно, а затем наступает момент «чувствую — пройду», и здесь нужна смелость, ведь не зря удача и удаль — однокоренные слова». Дело тут не в высокой должности, а в том, чтобы делать то, к чему лежит душа. Удачлив тот, кто верит в себя, в силу своих действий и в свое предназначение.

Странствующие вещи

Мы можем развить «нюх удачи», обратившись к своим традициям, считает арт-терапевт, специалист по народному творчеству Алена Буренкова.

Каждый, кто бывал в пути, мог отметить: по мере возникающих у путника потребностей появляется то, что эти потребности удовлетворит. Нужна поддержка — найдется палка-посох, нечем набрать воды — свернутая береста послужит черпаком, пришла усталость — вот и пенек.

Народная традиция называет это «странствующими вещами». Они появляются для тех, кто способен их обнаруживать, у кого развит «нюх удачи». Он выводил предков-охотников на ценного зверя, а собирателей — на дерево с плодами. Горожане почти потеряли этот дар: слишком много шумовых помех, информационных задач и погруженности в себя. Однако и в мегаполисе возможно натренировать «нюх удачи».

Шаг 1. Слушать ритмы своего дыхания, сердца и ритмы мира вокруг нас, синхронизироваться с ним. В этом помогают танец и песня. Особенно народные: они созвучны природе, и мы, исполняя их, входим в созвучие с окружением.

Шаг 2. Соблюдать баланс между «брать» и «отдавать». В народной традиции есть кукла Отдарок-на-подарок, которая вертится быстро и сразу вручается дарителю. Это воплощенная в символе благодарность — как признание, что полученное ценно для меня.

Шаг 3. Следовать народным приметам. Приметы-находки подтверждают, что я внимателен и готов к дару, ведь сирень о пяти лепестках, клевер-четырехлистник — редкость. Если я их встретил, я настроился на удачу; это успокаивает тревогу, и мозг начинает работать на выполнение задачи; это и приравнивается к удаче.

Шаг 4. Все культуры и народы создают обереги. У каждого своя область помощи и фокус поддержки. Оберег помогает направить больше внимания на позитивный исход события — это символический напарник, с которым мы чувствуем больше поддержки мира. Он помещается в руке, и телесный контакт с ним дает чувство опоры. Так, в куклу Подорожницу закручивали молитву на дорогу или вкладывали кусочек родной земли: я принимаю этот дар, и тогда удача на моей стороне.

Шаг 5. Быть в согласии с настоящими потребностями. Желания могут быть фантазийными, они не всегда связаны с нашими истинными потребностями. Удача же поддерживает те потребности, которые исходят из глубины.