Ольга Кочеткова-Корелова
Психолог, специализируется на транзактном анализе
Как превратить внезапные перемены в ресурс?

Нас часто раздирают противоположные чувства — стремление к переменам и одновременно страх перед ними, ведь неизвестно, что будет потом. Кто-то так и не может ни на что решиться: «Мне не нравится эта работа, но я боюсь уходить на другую, потому что…». Но иногда перемены выбирают за нас, без спросу врываются в жизнь. Как адаптироваться и извлечь плюсы даже в, казалось бы, негативной ситуации?

Между рутиной и впечатлениями

Автор транзактного анализа Эрик Берн утверждал, что людьми движет та или иная потребность, которую он называл «голодом». Он выделял три основных его вида (при условии, что удовлетворены базовые потребности — в безопасности, еде и питье, сне): голод по стимулам, по признанию и по структуре. И именно комбинация этих потребностей или дисбаланс приводят нас к переменам.

Клод Штайнер, последователь Берна, в книге описал так называемые поглаживания как важную форму утоления голода по стимулам, без которых невозможна жизнь любого — маленького или взрослого — человека.

Для ребенка необходимы поглаживания в буквальном смысле — прикосновения, поцелуи, улыбка матери, объятия. Без них, по данным многочисленных исследований, дети отстают в развитии. Вырастая, мы продолжаем утолять голод по стимулам, но теперь заменяем или дополняем физические поглаживания социальными.

Вот почему нам так важны «лайки» в соцсетях, комплименты от знакомых и незнакомых людей, подбадривающие слова близких. Нам хочется услышать от другого: «Я замечаю тебя». Даже если в новой компании или ситуации произнесут наше имя — мы частично удовлетворим голод по признанию.

Когда нет плана, списка дел, мы теряем опору под ногами. Хотим предсказуемости, хотим знать, что нас ждет в будущем

Замечали ли вы, что новички в компаниях всячески проявляют инициативу, стараются быть внимательными ко всем, спешат услужить? Отработав в коллективе много лет, мы свою долю «лайков» уже получили, нам не нужно доказывать собственную значимость, а для новичков это приоритетная задача.

Но иногда именно отсутствие свежих стимулов заставляет нас отправляться на охоту за новизной. Голод по стимулам не дает нам долго выносить рутину и изоляцию. Привычное место работы, знакомый до зубовного скрежета функционал, одни и те же хобби превращаются однажды из зоны комфорта в зону дискомфорта, наполненную скукой.

Ради глотка свежего воздуха мы готовы рискнуть. Нам важно чувствовать себя живыми, а утопая в рутине, мы теряем это ощущение. Вот откуда берется жажда перемен!

Но даже когда мы уже готовы начать менять жизнь, палки в колеса нам вставляет третий голод — голод по структуре. Часто мы не знаем, куда деть свободное время. Когда нет плана, списка дел, мы теряем опору под ногами. Хотим предсказуемости, хотим знать, что нас ждет в будущем.

Как превратить внезапные перемены в ресурс?

Прояснить свое будущее

Чтобы будущее не пугало, чтобы мы могли смотреть вперед и двигаться дальше, нужно сделать несколько шагов.

Шаг 1. Поставить правильную цель. Чего мы ждем от перемен? Сформулируйте цель. Если она глобальная и объемная, разбейте ее на промежуточные цели и задачи. Когда изменения — и плановые, и неожиданные — закончатся, мы хотим вернуться к стабильности, выйти на новый уровень — финансовый или духовный, хотим получить какие-то преимущества и бонусы. Ведь не зря говорят, что все к лучшему.

Шаг 2. Поблагодарить и отпустить прошлое. Когда на нас обрушиваются перемены, мы начинаем торговаться с собой, копаться в прошлом. «Надо было поступить иначе», «Эх, если бы я сейчас вернулся назад, я бы тогда…», «А если бы я не принял этого решения?», «Зачем я не послушался тогда ее или его?», «Зачем я купил тот билет или путевку?»

Многие останавливаются в самом начале, бесконечно ищут виноватых и перебирают возможные варианты решения в прошлом. Вот только жизнь — не компьютерная игра, мы не можем вернуться на предыдущий уровень и пройти его заново. Зато можем принять случившееся и думать о том, как теперь с этим быть. Можем извлечь из перемен как можно больше пользы для себя.

А прошлое надо поблагодарить и проститься с ним. Иногда помогают визуальные образы. Придумайте свой и отпустите с благодарностью.

Шаг 3. Проверить цель на экологичность, не противоречит ли она вашим ценностям. Допустим, ваша цель — занять более высокую должность, но при этом с нее уволят вашу подругу. Вам говорят: «Мы ее уволим все равно, кто бы ни занял ее позицию». Если для вас это бизнес и ничего личного — скорее всего цель для вас экологична. Если вы не сможете занять место подруги, цель для вас токсична.

Или вы решили запустить проект с оборотом в 1 миллион рублей в месяц уже через полгода, но что-то вам подсказывает, что цель нереалистична. Но ведь вы этого так хотите. Понимая, что цель недостижима, вы будете всячески отодвигать реализацию проекта. Так, может быть, нужно просто подвинуть сроки или уменьшить размер желаемого оборота на первых порах?

Честный разговор с собой иногда творит чудеса. Спросите себя, чего вы действительно хотите

Еще опаснее зашивать в одну цель сразу две и больше. И эти цели конфликтуют и тянут в разные стороны, как лебедь, рак и щука. Например, одна женщина говорила так: «Вот сначала рожу ребенка, а уже потом запущу собственную выставку».

Возможно, она была не готова беременеть и где-то глубоко внутри понимала, что к выставке готова гораздо больше. Но все подруги обзавелись семьями, да и мама нет-нет да скажет, что пора бы уже подарить ей внуков. В итоге не реализовалась ни та, ни другая цель.

Честный разговор с собой иногда творит чудеса. Спросите себя, чего вы действительно хотите. И не ставьте цели в зависимость друг от друга.

Шаг 4. Заметить и не упустить новые возможности. Если цель подобрана правильно, то совершенно неожиданно в вашей жизни начнут появляться нужные события, нужная информация, нужные люди, которые вас приведут к ней. Никакой мистики. Просто вы начнете фокусировать внимание на том, что для вас важно. И станете «выцеплять» из массива данных те, что для вас актуальны.

Но мало увидеть возможность — нужно ее реализовать. И когда мимо вас пронесется ваш шанс — просто не упустите его.

Шаг 5. Собрать информацию. Перемены пугают неизвестностью. И лучший способ побороть страх — ликвидировать безграмотность. Делаем мы это по-взрослому, без розовых очков. Хотя, конечно, очень хочется порой быть Ассолью, за которую все сделает случайно заплывший на корабле Грей.

Где брать информацию? Из открытых и желательно достоверных источников. А еще найдите тех, кто прошел похожий путь. Вы собираетесь получить новую профессию? Поговорите с теми, кто это уже сделал. Лучше опросить несколько человек, тогда картинка будет объемнее. Итак, информация собрана, цель поставлена. Настало время составить план.

Шаг 6. Написать план и оценить ресурсы. Если вы хотите как можно меньше сюрпризов на пути перемен, составьте стратегический план. А еще по каждому пункту — план тактический.

Вам пришлось переехать в другой город. Нужна квартира, работа, школа и детсад для детей. Проставьте сроки и приоритеты — что может подождать, а что нужно срочно. Какие ресурсы необходимы для реализации? Кто может помочь? Договориться со школой придется вам самим, но помочь найти подходящую школу в нужном районе помогут друзья или родственники. И так по всем пунктам.

Выполняйте план во что бы то ни стало. Велик соблазн перегрузить его пунктами. Вы, как никто другой, знаете себя — свой темп, свои слабости, свои уязвимые места, свои сильные стороны. Выберите реалистичный темп. Ограничьтесь несколькими, но реалистичными пунктами.

Шаг 7. Окружить себя правильными людьми. Переживать перемены, быстрее адаптироваться к ним, видеть тонкие места в одиночку крайне сложно. Даже если вы правоверный интроверт, это тот случай, когда стоит попросить помощи и поддержки. И лучше это делать в кругу единомышленников.

Создайте группу поддержки из тех, кто верит в вас и ваши силы, кто готов поддержать словом и делом. Отсекайте лишние контакты. Когда все меняется, нам необходим режим энергосбережения. Вся наша энергия должна уходить на реализацию цели и поддержку себя, своего ресурса.

Увы, очень много сил уходит на то, чтобы нейтрализовать тех, кто сомневается в нас, кто перетягивает внимание на себя. Или просто невольно отвлекает от главной цели. Например, вы состояли в родительском комитете, но сейчас, накануне переезда в другой город, откажитесь от общественной нагрузки или найдите себе замену. И тем более прекратите отношения и общение с теми, кто подрывает вашу веру в себя.

Шаг 8. Провести аудит своих ролей. Мама/папа, жена/муж, специалист, дочь, подруга/друг, руководитель, сотрудник. Какая из этих ролей в эпоху перемен выходит на первый план? Заболел ребенок? На первом месте роль мамы. Все остальные отходят в тень. В чрезвычайной ситуации это нормально. Рано или поздно острая фаза пройдет, и потихоньку активизируются другие роли.

Но не всегда это очевидно партнеру, а иногда и нам самим. Очень важно это осознавать и принимать. С партнером, руководителем, мамой, друзьями спокойно обсудить и объяснить, что сейчас в вашей жизни происходит, как это изменит вашу роль сотрудника, начальника, подчиненного, жены, мужа, дочери, сына. И так — по всем ролям.

Посмотрите, где вам необходима поддержка и понимание — в какой роли? Чем ваша главная роль сейчас богата и как можно ее усилить и поддержать? Например, договориться с руководством и работать дома, чтобы быть на первое время ближе к больному сыну или дочери. Отдыхать самой, подпитываться энергией, прогулками, спортом. Много спать и правильно питаться.

Шаг 9. Поверить в свои силы. Это, пожалуй, самое главное. Даже если вам кажется, что прямо сейчас вы не знаете, куда двигаться, с чего начинать, не знаете, как скорее перешагнуть с черной полосы на белую, скажите себе то, что говорила Cкарлетт О`Хара: «Я что-нибудь придумаю. Наступит утро, и завтра будет совсем другой день!»