Как родитель может помочь снизить агрессию в классе | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

1. Присоединитесь к родительскому комитету

Если у вас есть ресурс, станьте частью родительского комитета. Это поможет вам быть ближе к классу, влиять на атмосферу в коллективе, напрямую общаться с учителем и узнавать о проблемах раньше, чем они перерастут в крупные ссоры.

Кроме того, именно через комитет легче организовать внеклассные активности: квизы, выезды, праздники. Когда родители не безразличны к школьной жизни, у детей появляется среда для настоящей дружбы и товарищества, и уровень агрессии становится меньше.

2. Предлагайте командные активности для совместной внешкольной жизни

Родитель может влиять на то, в каких мероприятиях участвует класс. Как правило, именно инициативные мамы и папы задают темп.

Когда выбираете активность, учитывайте формат. Игры «каждый за себя» тренируют личную победу и дают мало практики, где нужно сотрудничать с другими. В фокусе ребенка — его собственный результат.

В командных заданиях уметь договориться — условие игры. Дети сами распределяют задачи, обсуждают стратегию, учатся поддерживать друг друга. В процессе этой игры видны сильные стороны участников: один лучше придумывает план, второй — объясняет правила, третий — сглаживает споры.

Под сильные стороны каждого естественно распределяются роли, и дети учатся работать вместе, а не против друг друга

Это снижает напряжение и формирует основу для дружбы. Пример — квесты формата «Форт Боярд», где команда выступает против самой игры. Или квизы, где все думают над одним вопросом. Здесь нет «проигравших» в привычном смысле, так как есть общая цель, ради которой нужно объединиться.

Организуя такие активности, родители помогают детям получить опыт сотрудничества, который затем переносится в повседневное общение. Чем больше у ребят общих побед, тем меньше места для агрессии и травли в будущем.

3. Театральные постановки, в которых принимают участие дети

Хорошая форма работы — школьные театральные постановки. Их ценность не только в том, что дети учат текст и выходят на сцену. Главное — правильно распределять роли.

Если активному и агрессивному ребенку снова достанется лидер или герой, он лишь закрепит привычное поведение. Но когда ему дают образ тихони или застенчивого персонажа, он учится проявлять другие качества — сдержанность, мягкость, умение слушать.

Тихим детям, наоборот, полезно попробовать роль более громкого, сильного или даже резкого героя

Это безопасный способ «примерить» поведение, которого в жизни они избегают: говорить громко, отстаивать свое мнение, спорить. В театральной игре это не страшно, потому что есть заданный сценарий.

Такой обмен ролями расширяет поведенческий опыт, снижает риски застревания в одном типе поведения и помогает детям лучше общаться друг с другом. А главное, они начинают видеть, что внутри каждого есть разные качества, и учатся принимать и свои, и чужие особенности.

4. Следите за эмоциональным состоянием ребенка

Агрессия редко появляется на пустом месте. Чаще всего она копится внутри и потом выливается в классе через поведение. Именно поэтому важно учить ребенка экологично снимать злость и сбрасывать негативные эмоции.

Для этого подойдут простые практики. Например, можно прокричаться на аттракционах или на концерте. Смеяться и петь дома всей семьей. Танцевать, пока не закончится энергия.

Главное, чтобы ребенок видел: родители тоже умеют избавляться от стресса не ссорой и не бокалом вина, а безопасным и живым способом. Такой пример формирует привычку проживать эмоции, а также снижает вероятность, что злость ребенка будет направлена на одноклассников.

5. Следите за базовыми потребностями ребенка

Агрессия в классе часто возникает не только из-за личностных конфликтов, но и потому, что у детей нет четкого предсказуемого режима вне школы. Например, ребенок поздно ложиться спать и не высыпается. Или у него неполноценное питание и он мало двигается. Ребенок не может отвечать за самоконтроль, если он перевозбужден или истощен.

Что может сделать родитель

  • Фиксируйте время отбоя и подъема. Недосып напрямую усиливает раздражительность. Оптимальное время для отхода ко сну — 21:00, для старшей школы максимум 22:00.

  • Питательный завтрак обязателен, дальше — регулярные приемы пищи без длинных «голодных часов». Давайте ребенку правильные перекусы.

  • Каждый день нужны прогулки и спорт.

  • Регулярные чекапы, обязательно внесите в график проверок стоматолога, эндокринолога, анализы на витамины и микроэлементы. Часто за вспышками агрессии скрывается простое истощение организма.

  • В расписании должны быть и школа, и спорт, и отдых, и время «ничего не делать». Такой ритм дает мозгу возможность восстанавливаться и снижает напряжение.

Выводы

Снизить агрессию в классе реально. Родители могут влиять на атмосферу: быть в курсе жизни коллектива, предлагать командные активности, следить за режимом и эмоциональным состоянием своего ребенка. Когда дети высыпаются, чувствуют поддержку и вместе переживают положительные события, у них остается меньше причин для ссор и больше поводов для дружбы.

Валентина Паевская

Детский нейропсихолог, автор семинаров и книг

Личный сайт