Как управлять вниманием людей: 4 вида ораторских «крючков»
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Что усыпляет внимание

Чтобы вас слушали, нужно достучаться до самого сердца человека. Иными словами — пробудить эмоции и переживания. 

Что точно ослабит внимание: 

  • сухое перечисление фактов,

  • использование канцеляризмов,

  • перегруз статистикой и множеством цифр,

  • засилье слов-паразитов,

  • монотонность и тихий голос,

  • невнятная речь,

  • взгляд на бумажки в руках,

  • поворот тела от аудитории к слайдам,

  • «каменное» выражение лица. 

Как завоевать внимание собеседника или аудитории

Получается, что внимание человека приковано к другому при условии минимальной когнитивной нагрузки: 

  • когда понятна суть речи — это логически последовательная структура в содержании и конкретные факты;

  • когда слушать комфортно — это четкая дикция;

  • когда слушать приятно — это мягкий тембр голоса, умеренный темп речи и «взрослая» интонация; 

  • когда за говорящим интересно наблюдать — это открытые поза и взгляд, легкая улыбка и свободные движения.

Самый лучший способ приковать к себе внимание — не просто говорить, а использовать своеобразные крючки в речи. Они делятся на четыре группы:

  1. вербальные — использование речевых конструкций,

  2. вокальные: управление голосом и интонацией,

  3. невербальные: движение и сигналы тела,

  4. визуальные: демонстрация чего-либо.

1. Вербальные крючки внимания

Ключевое правило — попасть в ценности и потребности аудитории. Крайне важна сонастройка с людьми: говорить о том, что их беспокоит и волнует, приводить примеры, которые им максимально близки, в идеале — истории из жизни. 

Вербальные «крючки» внимания:

  • Метафоры — сравнение одного процесса или предмета с другим по аналогии, создание некоего образа всегда звучит интересно и воздействует на воображение и эмоции человека. 

  • Истории — мы так устроены, что при слове «однажды» моментально вовлекаемся в рассказ. Любопытство берет над нами верх, заставляя слушать. 

  • Цифры — цифры звучат весомо и доказательно, а значит, к ним нужно прислушаться. 

  • Шутки — юмор всегда был незаменимой составляющей эффективного диалога. 

  • Вопросы — даже если аудитория не отвечает вам вслух, она мысленно проговаривает ответ.

  • Слова-бренды — ссылка на авторитетные, известные источники включает у аудитории мысль «я тоже их знаю». 

  • Слова-триггеры — такие слова, как «легко», «быстро», «смерть», «секс», «жертва», «деньги», «плач», «крик», «помощь» невольно заставляют людей навострить уши. 

  • Фразы-внимание — «посмотрите», «послушайте», «обратите внимание».

  • Присоединение — «давайте вспомним», «взглянем», «мы с вами», «коллеги, помните». 

  • Слова-структуры — «во-первых», «далее», «следующее», «с другой стороны», «первый пункт».

  • Цитаты — фразы из мультфильмов, кино, книг подключают память людей, в их сознании запускается череда ассоциаций и воспоминаний, связанных с этими выражениями.

  • Анонс содержания — когда вы в самом начале говорите о том, что ждет слушателя в конце. 

2. Вокальные крючки внимания

Ваш голос должен завораживать людей: подобно волнам при серфинге то подбрасывать слушателя вверх, то опускать вниз. Ровной глади быть не должно! Эти взлеты и падения мы создаем аудиальными контрастами:

  • выдержанными паузами, 

  • повышением-понижением голоса,

  • игрой с громкостью голоса,

  • ускорением-замедлением темпа, 

  • акцентами на словах слов во фразе,

  • подражанием голосом другому.

3. Невербальные крючки внимания

Невербальные «крючки» создают особый интерес к сказанному. К ним относятся:

  • положение тела — смена траектории движения, шаги, повороты головой, туловищем. Людям интересно смотреть на движущегося «живого» человека;

  • жестикуляция — руками можно «говорить», изображать и описывать, в меру балансируя между мельтешением и замком из кистей; 

  • «живая» мимика — когда на лице отражаются эмоции, за ним интересно наблюдать;

  • зрительный контакт — взгляд перемещается с одного на другого слушателя;

  • телесный опыт — легкий «топ» ногой, поднятие руки, сильный вдох, закрытие глаз.

4. Визуальные крючки внимания

Визуальные «крючки» фокусируют внимание на важных деталях, делая коммуникацию более запоминающейся и привлекательной: 

  • демонстрация видеоролика,

  • использование графиков и диаграмм,

  • динамика в презентации,

  • реквизит, предмет,

  • элементы одежды.

Только помните, что число разных типов «крючков» в вашей речи должно быть сбалансировано. Делайте паузы, интонируйте, улыбайтесь, рассказывайте забавные истории и жонглируйте подтвержденными фактами. 

Как не потерять завоеванное внимание

Как вы можете понять, что внимание удалось завоевать? В первую очередь по невербальным признакам: тело слушателя стремится вперед, люди кивают, смотрят на вас, улыбаются, что-то записывают, фотографируют или снимают на видео. Иными словами, аудитория в вас «включена», а значит — ваша речь «усваивается». Если же люди смотрят в телефоны или их взгляд рассеян и устремлен куда-то вдаль, то вполне вероятно, что в их мыслях сейчас — вовсе не ваша речь.

Предположим, что вам удалось заинтересовать собеседника или аудиторию. Теперь основная задача — не растерять чужое внимание. Как? Продолжая забрасывать те самые «крючки». Можно даже разбить тайминг речи на условные отрезки и проверять, используете ли вы каждые три-пять-семь минут тот или иной прием. 

В этом и состоит искусство грамотной и красивой речи. И как только мы им овладеем, управлять вниманием людей станет гораздо проще.

Гульнара Ибракова
Гульнара Ибракова

Сертифицированный тренер по ораторскому мастерству, педагог по технике речи, лектор Российского общества «Знание», член Ассоциации спикеров СНГ Р. Гандапаса «CISSA»