Что усыпляет внимание
Чтобы вас слушали, нужно достучаться до самого сердца человека. Иными словами — пробудить эмоции и переживания.
Что точно ослабит внимание:
сухое перечисление фактов,
использование канцеляризмов,
перегруз статистикой и множеством цифр,
засилье слов-паразитов,
монотонность и тихий голос,
невнятная речь,
взгляд на бумажки в руках,
поворот тела от аудитории к слайдам,
«каменное» выражение лица.
Как завоевать внимание собеседника или аудитории
Получается, что внимание человека приковано к другому при условии минимальной когнитивной нагрузки:
когда понятна суть речи — это логически последовательная структура в содержании и конкретные факты;
когда слушать комфортно — это четкая дикция;
когда слушать приятно — это мягкий тембр голоса, умеренный темп речи и «взрослая» интонация;
когда за говорящим интересно наблюдать — это открытые поза и взгляд, легкая улыбка и свободные движения.
Самый лучший способ приковать к себе внимание — не просто говорить, а использовать своеобразные крючки в речи. Они делятся на четыре группы:
вербальные — использование речевых конструкций,
вокальные: управление голосом и интонацией,
невербальные: движение и сигналы тела,
визуальные: демонстрация чего-либо.
1. Вербальные крючки внимания
Ключевое правило — попасть в ценности и потребности аудитории. Крайне важна сонастройка с людьми: говорить о том, что их беспокоит и волнует, приводить примеры, которые им максимально близки, в идеале — истории из жизни.
Вербальные «крючки» внимания:
Метафоры — сравнение одного процесса или предмета с другим по аналогии, создание некоего образа всегда звучит интересно и воздействует на воображение и эмоции человека.
Истории — мы так устроены, что при слове «однажды» моментально вовлекаемся в рассказ. Любопытство берет над нами верх, заставляя слушать.
Цифры — цифры звучат весомо и доказательно, а значит, к ним нужно прислушаться.
Шутки — юмор всегда был незаменимой составляющей эффективного диалога.
Вопросы — даже если аудитория не отвечает вам вслух, она мысленно проговаривает ответ.
Слова-бренды — ссылка на авторитетные, известные источники включает у аудитории мысль «я тоже их знаю».
Слова-триггеры — такие слова, как «легко», «быстро», «смерть», «секс», «жертва», «деньги», «плач», «крик», «помощь» невольно заставляют людей навострить уши.
Фразы-внимание — «посмотрите», «послушайте», «обратите внимание».
Присоединение — «давайте вспомним», «взглянем», «мы с вами», «коллеги, помните».
Слова-структуры — «во-первых», «далее», «следующее», «с другой стороны», «первый пункт».
Цитаты — фразы из мультфильмов, кино, книг подключают память людей, в их сознании запускается череда ассоциаций и воспоминаний, связанных с этими выражениями.
Анонс содержания — когда вы в самом начале говорите о том, что ждет слушателя в конце.
2. Вокальные крючки внимания
Ваш голос должен завораживать людей: подобно волнам при серфинге то подбрасывать слушателя вверх, то опускать вниз. Ровной глади быть не должно! Эти взлеты и падения мы создаем аудиальными контрастами:
выдержанными паузами,
повышением-понижением голоса,
игрой с громкостью голоса,
ускорением-замедлением темпа,
акцентами на словах слов во фразе,
подражанием голосом другому.
3. Невербальные крючки внимания
Невербальные «крючки» создают особый интерес к сказанному. К ним относятся:
положение тела — смена траектории движения, шаги, повороты головой, туловищем. Людям интересно смотреть на движущегося «живого» человека;
жестикуляция — руками можно «говорить», изображать и описывать, в меру балансируя между мельтешением и замком из кистей;
«живая» мимика — когда на лице отражаются эмоции, за ним интересно наблюдать;
зрительный контакт — взгляд перемещается с одного на другого слушателя;
телесный опыт — легкий «топ» ногой, поднятие руки, сильный вдох, закрытие глаз.
4. Визуальные крючки внимания
Визуальные «крючки» фокусируют внимание на важных деталях, делая коммуникацию более запоминающейся и привлекательной:
демонстрация видеоролика,
использование графиков и диаграмм,
динамика в презентации,
реквизит, предмет,
элементы одежды.
Только помните, что число разных типов «крючков» в вашей речи должно быть сбалансировано. Делайте паузы, интонируйте, улыбайтесь, рассказывайте забавные истории и жонглируйте подтвержденными фактами.
Как не потерять завоеванное внимание
Как вы можете понять, что внимание удалось завоевать? В первую очередь по невербальным признакам: тело слушателя стремится вперед, люди кивают, смотрят на вас, улыбаются, что-то записывают, фотографируют или снимают на видео. Иными словами, аудитория в вас «включена», а значит — ваша речь «усваивается». Если же люди смотрят в телефоны или их взгляд рассеян и устремлен куда-то вдаль, то вполне вероятно, что в их мыслях сейчас — вовсе не ваша речь.
Предположим, что вам удалось заинтересовать собеседника или аудиторию. Теперь основная задача — не растерять чужое внимание. Как? Продолжая забрасывать те самые «крючки». Можно даже разбить тайминг речи на условные отрезки и проверять, используете ли вы каждые три-пять-семь минут тот или иной прием.
В этом и состоит искусство грамотной и красивой речи. И как только мы им овладеем, управлять вниманием людей станет гораздо проще.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/40/4b/bd/404bbd267b4121f3658b485587c96a23/160x160_21_ff8e65cf23153773c90d4a578d0c96af@1545x1545_0x9jbjV11Y_6422348109991344679.jpg)
Сертифицированный тренер по ораторскому мастерству, педагог по технике речи, лектор Российского общества «Знание», член Ассоциации спикеров СНГ Р. Гандапаса «CISSA»