alt

Основные идеи

  • «Самого дурацкого» возраста нет: в каждом из них есть реальные причины, заставляющие нас мыслить и поступать неадекватно.
  • Глупое поведение – это сигнал, который всегда говорит о наших внутренних, бессознательных конфликтах.
  • Каждому из нас случается сглупить: это в нашей человеческой природе – иногда укрываться за маской глупости.

Кто из вас (или нас) законченный дурак? Никто, разумеется. Ну или все подряд – если дела идут кое-как и портят нам настроение. Потому что все зависит от того, кто именно выносит такое суждение. Глупость – оценка субъективная и редко имеет прямое отношение к интеллектуальным способностям человека, которого мы назвали дураком. Для психологии не существует «глупых», в отличие, к примеру, от тревожных, мнительных или гиперактивных людей. Зато ей важно определить, какие факторы нас «оглупляют»: так, чрезмерная опека родителей тормозит развитие ребенка; растерянность подростка в сумбурном переходном возрасте вынуждает его за дурачествами прятать свои чувства; душевные сложности взрослого человека заставляют его «впадать в детство»... Так называемая глупость проявляется как результат наших бессознательных конфликтов, именно она мешает нам познавать новое, размышлять, жить и общаться с другими людьми.

Детство: маленькие странности, большие страдания

В своей знаменитой работе «Анализ фобии пятилетнего мальчика» Зигмунд Фрейд анализирует историю маленького Ганса, который после рождения младшей сестры неожиданно стал бояться лошадей (см. З. Фрейд «Психоанализ детских страхов», Азбука-классика, 2008). Ложась спать, он плакал от страха, что лошадь ночью придет к нему в комнату, а утром отказывался гулять, потому что лошадь могла его укусить. Все это казалось родителям глупым. Однако Фрейд пришел к выводу, что на самом деле этот страх Ганса – один из симптомов невроза. Он возник у ребенка, «который слишком любил свою мать и бессознательно боялся, что отец (по стечению обстоятельств ассоциировавшийся у него с лошадью) накажет его за это».

Открыв феномен детского невроза, Фрейд изменил наши представления о «глупом» поведении детей. Стало понятно, что, например, ребенок, слишком привязанный к матери, взрослея, продолжает вести себя «как младенец» потому, что уверен: она ждет именно такого поведения. А ему, чтобы стать по-настоящему взрослым, самостоятельным человеком, необходимо отделиться от матери, перестать держаться за ее юбку.

alt
Фото
OLIVIA FREMINEAU FOR PSYCHOLOGIES FRANCE

Психоаналитический взгляд позволяет по-иному увидеть и некоторые школьные трудности. Так, если в семье есть некая всеми скрываемая тайна, ребенок это чувствует. Тогда его неудачи в учебе могут быть посланием к родителям, например: «Если я не имею права знать, что дедушка не настоящий отец моего папы, то я не имею права и уметь читать». Его отказ становиться «умнее» – это бессознательная стратегия, направленная на защиту «тайны» его родителей. «Глупыми» нередко оказываются избалованные дети, желания которых исполняются прежде, чем те успели о них сказать. Известный психоаналитик Франсуаза Дольто (Franc‚oise Dolto) в этой связи приводила такой анекдот: один ребенок в возрасте, когда все другие уже умели говорить, продолжал молчать. А однажды за столом, к изумлению родителей, он вдруг потребовал соль. «Ты же можешь говорить!» – воскликнули они. «Конечно, – отвечал он. – Но до сих пор соль всегда была на столе!»

Отрочество: бестолковый возраст?

В высшей степени «идиотский» (для окружающих) период, когда ребенок идет на поводу у своих импульсов, не задумываясь о последствиях. «Мозг подростков меняется так же быстро, как и их тело, и временно «утрачивает» некоторые функции, – рассказывает Мари Банич (Marie Banich), психолог, профессор университета Колорадо (США). – В лобном отделе, как и в других зонах, отвечающих за самоконтроль и выбор стратегии поведения, формируется множество случайных нейронных связей, которые могут мгновенно разрушаться. Информация, которая с помощью этих связей запечатлелась в памяти, теряется. Подросток словно балансирует на грани между детством и взрослым возрастом». Даже в самых простых, обыденных ситуациях он может чувствовать растерянность и вести себя неадекватно – ведь старые модели поведения утрачены, а новые пока не сформировались*.

Это все, что мешает нам познавать новое, адекватно мыслить и действовать, жить и нормально общаться с другими людьми.

«Дурацкое» поведение подростков может быть и защитным механизмом, с помощью которого они ограждают себя от слишком сильных переживаний, – дополняет психоаналитик Ксения Корбут. – Подросток надевает маску глупости, чтобы избавиться от тревоги, слишком сильных эмоций, и так восстанавливает уверенность в себе. Эта маска помогает ему и в непривычных ситуациях». Так, влюбившись, он по-глупому дразнит свою пассию и досаждает ей, боясь, что окружающие догадаются о его чувствах. Выступая перед классом, он паясничает и смешит приятелей, стараясь скрыть волнение. Чтобы «поумнеть», подростку предстоит освоиться с ролью взрослого человека: научиться делать выбор, принимать ограничения, выстроить свою идентичность, то есть понять, кто он и каково его место в этом мире. Впрочем, каждому из нас иногда случается вновь ощутить себя нелепым подростком. Так бывает, когда мы попадаем в неловкую ситуацию, чувствуем себя не в своей тарелке. Нелепая шутка на важной встрече, где обсуждается тема, которой мы не владеем; глупейшее хихиканье или, напротив, внезапная, непреодолимая немота влюбленных – все это эхо той подростковой «глупости».

Зрелость: как мы становимся «старыми дураками»

Типичные детские и подростковые глупости проходят достаточно быстро: эти зашифрованные послания бессознательного адресованы близким; когда ребенка понимают, у него исчезают причины, чтобы вести себя неадекватно, и он продолжает расти и развиваться. Напротив, если никто не услышал его призыва к пониманию, невроз может завладеть человеком на долгие годы, закрепляясь в его характере «нелепыми» чертами.

Один прокручивает в голове до бесконечности одну и ту же мысль, другой никогда не наступит на трещину в асфальте – так проявляет себя невроз навязчивых состояний. «Занудство, оглупляющее застревание на деталях, среди которых теряется то, что действительно важно, тугодумие – все это проявления невроза, из-за которого человек выглядит глупцом, – объясняет Ксения Корбут. – Он болезненно нуждается в том, чтобы господствовать над окружающими и контролировать их. Любые возражения для такого человека непереносимы: ему обязательно нужно, чтобы последнее слово всегда оставалось за ним; считая всех дураками, он сам никогда не чувствует себя глупым».

Иной пример – истерики, которых легко узнать по их привычке много говорить. Они любят обсуждать все свои переживания, часто преувеличивая их, – и это производит впечатление поверхностности, легкомысленной глупости. Глуповато выглядят и те из нас, кто часто не уверен в себе, испытывает мучительные сомнения в любых своих суждениях и поступках. Такие люди в основном жертвы своей неспособности отделиться от родителей. «Их детская зависимость от матери или отца – источник интеллектуальной заторможенности, она мешает мыслить самостоятельно и отдавать предпочтение собственным, индивидуальным ценностям», – объясняет Ксения Корбут.

В каждом из нас наверняка найдутся следы хотя бы одной из подобных черт, а потому все мы в той или иной ситуации вполне можем ощутить (и ощущаем!) себя дураками. И в этом не будет нашей вины... если, заметив собственную «глупость», мы постараемся понять ее настоящие причины.

Мудрые о глупом

Что думали и говорили о самых ярких приметах человеческой глупости выдающиеся писатели, философы и артисты разных времен.

Упрямство

«Каждый человек может заблуждаться, но упорствовать в заблуждении может только глупец» (Цицерон). «Только глупцы могут быть непоколебимы в своей уверенности» (Мишель де Монтень).

Эгоцентризм

«Всякий, кто собирается говорить о глупости других, должен считать, что сам-то он умен, а вести себя подобным образом и есть свидетельство глупости!» (Роберт Музиль).

Надменность

«Глупцы замечают только промахи людей и не обращают внимания на их достоинства. Они подобны мухам, которые норовят сесть только на воспаленную часть тела» (Абу аль-Фарадж).

«Признавший сам себя глупцом считаться вправе мудрецом. А кто твердит, что он мудрец, тот именно и есть глупец» (Себастьян Брант).

Нелюбознательность

«Ничему не удивляться есть, разумеется, признак глупости, а не ума» (Федор Достоевский).

Тщеславие

«Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех» (Франсуа де Ларошфуко).

«Глупость и тщеславие вечно идут рука об руку» (Пьер Бомарше).

Ненасытность

«Глупость, даже достигнув того, чего она жаждала, никогда не бывает довольной» (Цицерон).

Вздорность

«Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают» (Платон).

Лень

«Леность – это глупость тела, а глупость – это леность ума» (Иоганн Зейме).

«Лень, конечно, наибольшая помеха к развитию наших способностей» (Эжен Делакруа).

* Подробнее см. в фильме: «Разум человека», 1 DVD, ВВС, СОЮЗ Видео, 2008.

«Важно чувствовать контекст»

Сергей Пантилеев – кандидат психологических наук, специалист в области психодиагностики, преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова.
Сергей Пантилеев – кандидат психологических наук, специалист в области психодиагностики, преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова.

Psychologies: Что значит вести себя глупо?

Сергей Пантилеев: Это означает не попадать в контекст ситуации. Будь то общение или какая-то совместная деятельность, ситуация всегда предъявляет нам определенные требования. Если мы им отвечаем, мы верно, умно себя ведем. Если же нет (пришли наниматься на работу, даже не поинтересовавшись тем, чем занимается компания), значит, поступаем глупо. Глупость – это несовпадение нашего поведения или слов с тем, чего требуют наши же интересы, ситуация и ожидания окружающих.

Кто чаще других бывает глуп?

Те, кто склонен вести себя вразрез с контекстом. Например, истерики. Они демонстративны, им необходимо постоянно быть в центре внимания, для чего они манипулируют окружающими… И поскольку в любых ситуациях они ведут себя одинаково, то часто промахиваются, кажутся неадекватными, странными, глупыми, наконец. Другой пример: князь Лев Николаевич Мышкин – идиот Достоевского. Это яркий типаж человека, который живет в соответствии со своими внутренними ценностями, внутренней (часто очень оригинальной) логикой, отчего кажется неадекватным окружающим, и в этом смысле он, конечно, «идиот». Но отнюдь не дурак.

Кто же тогда дурак в буквальном значении этого слова?

Как утверждал русский психиатр Петр Ганнушкин, существуют конституционально (от рождения) глупые люди. Они инфантильны, мыслят шаблонно, у них небогатая фантазия и несколько сниженный интеллект. Они плохо чувствуют ситуацию, но приспосабливаются, руководствуясь небольшим количеством навыков и истин, которые им удалось понять в детстве. Их поведение стереотипно, они не отходят от усвоенных постулатов независимо от того, что происходит вокруг. Но самое примечательное – их пафос: они бравируют тем, что творят ерунду, говорят банальности, и именно это раздражает окружающих, которые в сердцах называют их круглыми дураками и полными дурами…

Елена Шевченко