Как выстроена психологическая помощь онкобольным в Москве
Фото
Пресс-служба

Поддержка на непростом пути

В основу нового стандарта онкологической помощи, который внедряется в столице с 2019 года, положен комплексный подход к лечению в сочетании с ценностно-ориентированным подходом. Это означает максимальное внимание к каждому пациенту с его вопросами и потребностями. И в том числе, неотъемлемой частью процесса лечения и реабилитации становится психологическая помощь и сопровождение онкологического пациента. Психологи помогают больным и их близким найти силы на борьбу с болезнью, а персональные помощники — не потеряться на непростом пациентском пути. Помощь персональных помощников получили уже свыше 135 тысяч москвичей.

В конце 2021 года в Москве стартовал пилотный проект столичных департаментов труда и социальной защиты населения и здравоохранения по психологическому сопровождению пациентов с онкозаболеваниями и их родственников. Профессиональная помощь оказывается на базе трех столичных центров амбулаторной онкологической помощи: Боткинской больницы, онкологической больницы №1 и медцентра «Коммунарка».

Психологи — специалисты соцзащиты консультируют больных как в стенах стационара, так и амбулаторно — по предварительной записи в ЦАОПах, а круглосуточная поддержка доступна по телефону горячей линии

«Мы понимаем, как важна поддержка пациентам, которые борются с онкозаболеваниями, а также их родным, — говорит заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. — С онкопациентами работают опытные специалисты Московской службы психологической помощи, которые прошли специальное обучение перед стартом пилотного проекта».

Оказывается в рамках проекта помощь и самим медикам: это тренинговые программы по саморегуляции эмоций, релаксации и нейрофитнесу. Психологи проводят опросы врачей и медсестер, чтобы определить проблемные точки во взаимодействии с пациентами. Кроме того, по инициативе Депздрава разработан курс психоонкологии, который должны пройти все столичные врачи, работающие с онкологическими больными в стационарах и в поликлиниках. Специальная подготовка помогает минимизировать психоэмоциональное травмирование как пациента, так и самого врача.

По новым стандартам

В рамках нового стандарта на базе крупнейших городских стационаров были организованы многопрофильные онкологические центры — МКНЦ имени А. С. Логинова, МГОБ № 62, ГКБ имени С. П. Боткина, ММКЦ «Коммунарка», ГКОБ № 1 — в структуру которых входят стационар, центр амбулаторной онкологической помощи и патоморфологическая лаборатория. Обследование, лечение и диспансерное наблюдение проходят в структуре одной медорганизации, а значит, сокращается время постановки диагноза и повышается его точность, появляется возможность быстрее начинать лечение.

Все это благотворно сказывается на психологическом настрое пациентов. Как и интеграция столичной онкологической службы в единую цифровую платформу городского здравоохранения. В электронных медицинских картах пациентам доступны результаты онкоконсилиумов, анализов, биопсий, протоколы осмотров и назначения врачей. С помощью сервиса телемедицинских консультаций врачи-онкологи и гематологи могут пояснить пациенту решения онкологических консилиумов.

Доступная и достоверная информация избавляет людей от вызванных неизвестностью волнений и позволяет правильно настроиться на лечение

Избежать потери драгоценного времени помогают и клиентские пути — заранее разработанные алгоритмы «бесшовного» ведения пациентов от подозрения на злокачественное новообразование до пожизненного наблюдения после проведенного лечения. В клиентском пути прописан четкий алгоритм оказания медпомощи: необходимые консультации специалистов, перечень исследований и сроки прохождения каждого этапа (диагностики, консилиума, лечения) и многое другое. По большому счету, это — весь опыт взаимодействия пациента с системой здравоохранения.

Успешно пройти этот путь помогает персональный помощник, чье сопровождение предлагают всем горожанам уже при первичном направлении к онкологу в поликлинике. Такие специалисты берут на себя решение организационных вопросов по индивидуальному плану диагностики и лечения: записывают пациентов на прием к врачу или исследования, напоминают о дате визита в медучреждения, информируют об изменениях в маршрутизации. Помощь персональных помощников получили уже свыше 130 тысяч москвичей.

Как выстроена психологическая помощь онкобольным в Москве
Фото
Пресс-служба

Форум-2023

О том, как психологи работают с онкобольными, кто, когда и как обращается за их помощью и как врачам-онкологам и близким правильно общаться с такими пациентами, шла речь на Московском онкологическом форуме, прошедшем в столице 15-17 июня. В завершающий день работы Форума его площадки были открыты для представителей сообществ пациентов, онкологических больных и их близких, которые приняли активное участие в дискуссиях.

«Онкопсихология. Как принять диагноз и настроиться на лечение»

На сессии с таким названием эксперты обсуждали, как больному не закрыться, когда получен диагноз, куда можно обратиться и получить поддержку. Опытные психологи рассказали, как поддержать себя или родных, которые столкнулись с диагнозом, а пациенты, преодолевшие рак, делились своим опытом.

Модератор дискуссии, директор Дирекции по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы» Алексей Безымянный признался, что во время работы участковым терапевтов всегда испытывал сложности, подбирая слова для больного, которому было нужно сообщить о диагнозе.

Заведующая Центром амбулаторной онкологической помощи № 1 московской онкобольницы №62 Вера Ващенко отметила, насколько важен этот первый разговор: «Первичный прием очень важен — пациент приходит умирать, а из твоего кабинета он должен уходить, чтобы жить. Надо дать человеку понять, что он не один, мы вместе. Есть врач, который возьмет за руку, мы спланируем лечение. К концу приема я могу обнять пациента, если почувствую, что ему это важно».

Вера Ващенко сослалась на международное исследования, показавшее, что 30% успеха врача зависит от больного. «Своим пациентам я в шутку говорю: пожалуйста, не портите мне статистику! Ответственность за лечение должна быть разделена между пациентом и врачом. Врач один не победит, и пациент один не победит, это всегда командная игра», — рассказала доктор. Но даже самый чуткий и опытный врач-онколог не имеет возможности оказать больному полноценную психологическую поддержку.

В онкологической больнице № 62 онкологи активно взаимодействуют с онкопсихологом: в частности, для пациентов проводится входное тестирование по европейскому стандарту, чтобы оценить уровень тревоги

Очень эффективными могут быть и совсем нестандартные решения. Руководитель всероссийского проекта «Химия была, но мы расстались» Светлана Полякова рассказала о проекте «Моя фототерапия», который вдохновил на борьбу с раком уже несколько сотен онкобольных. «Фототерапия улучшает психоэмоциональное состояние, помогает настроиться на лечение. Большинство участников проекта — женщины. Один из главных страхов у них — потерять внешнюю привлекательность, у них снижается самооценка, особенно если нет какой-то части тела, волос. Тут вступаем мы, чтобы с помощью фото показать красоту и неотразимость этих людей», — рассказала Светлана Полякова.

Фотовыставки проходят не в музеях, а, например, на станциях метро, в поездах дальнего следования. Первая такая выставка прошла на станции метро «Каширская», рядом с онкоцентром имени Блохина. «Пациенты спускались в метро после первой консультации в онкоцентре и видели эти фотографии. Они писали нам, что это было очень важно для них. На наших фото — смелые, красивые люди, которые готовы вдохновлять других», — рассказала Светлана Полякова.

Пример для многих — писательница Дарья Донцова, которая поделилась на форуме опытом своей борьбы с болезнью: 26 лет назад она услышала диагноз и то, что жить ей осталось три месяца. По ее словам, заболевший человек спрашивает: «За что мне это?» Но вопрос неверный. Нужно спрашивать: «Для чего мне это?» Пациентам, которым плохо, Дарья Донцова рекомендует идти в храм, независимо от конфессии, и ни в коем случае не читать в Интернете сомнительные форумы, не изводить себя страхами: «Не читайте аккаунты, в которых человек сообщает, что у него от рака умерла мама бабушка, кошки, собаки, а сам он пишет из склепа. Человеческий мозг лучше реагирует на негатив. Не заходите в странные сообщества, не читайте онкологов тетькиных. Идите на сайты медучреждений. Если у вас рак, не значит, что следующая остановка — кладбище».

Паллиативная помощь — жизнь без боли и страданий

Несколько сессий форума были посвящены структуре паллиативной помощи, главная задача которой — не только правильный уход и облегчение физических страданий, но и психологическая поддержка пациента и его близких. В Москве паллиативную помощь бесплатно можно получить и в стационаре, и на дому. Существует развитая сеть государственных медицинских учреждений — хосписов и отделений паллиативной помощи, в том числе детских.

Пока неизлечимо больной человек жив, задача паллиатива — предотвратить и облегчить его состояние и обеспечить достойное качество жизни

Как отметила директор столичного Центра паллиативной помощи, учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер, очень важно уметь правильно провести с ним тяжелый разговор — сообщить об окончании лечения и переходе на паллиативную помощь. Она порекомендовала врачам тщательно подбирать формулировки, например, говорить пациенту не «вам осталась только паллиативная помощь», а «вам еще и паллиативная помощь».

«Любому человек важно максимально долго оставаться независимым, не отнимайте у человека то, что не отняла у него болезнь! Безнадежный — ужасное слово, оно не имеет отношения к паллиативной помощи. Если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь. Отправить за паллиативной помощью — это не значит перестать помогать пациенту», — отметила Нюта Федермессер.

Реклама. АНО "Московское агентство социального развития", ИНН 9701127234, Kra23kPtu