Каким может быть контакт с телом: 7 видов | Источник: Unsplash
Фото

Unsplash

1. Тело как сосед

Он приветливо машет рукой, когда нас видит. Сначала мы по привычке сжимаемся, напрягаемся, коротко киваем и быстро отводим взгляд. Он кажется нам странным. Когда он говорит, нам кажется, что он лезет не в свое дело. Нас раздражает, что он рядом, что с его жизнью приходится считаться, что он начинает недовольно стучать в дверь, когда у нас громко играет музыка в четыре часа утра.

Мы можем наблюдать из окна, как он возится на своей лужайке, и думать, что он занят ерундой

Но потом мы к нему привыкаем и можем выдержать немного контакта. Начинаем махать в ответ, но пока еще не готовы позвать его в гости на кофе. Иногда мы даже здороваемся первыми. Иногда делаем музыку потише.

Метафора о соседе помогает, когда выдерживать контакт лицом к лицу невыносимо. Порой научиться всегда приветливо смотреть на себя издалека — это тот максимум контакта с собой, который мы можем себе позволить. И это уже гораздо, гораздо лучше, чем сжимать зубы и отворачиваться.

Тест
Как вы относитесь к своему телу?
1/11
Зеркало вам требуется в основном для того, чтобы...
Наблюдать за собой.
Украшать себя.
Наряжаться.
Видеть свое отражение.

2. Тело как питомец

Этот образ может вам подойти, если вы склонны пренебрегать базовыми потребностями своего тела. Представьте, что ваша собака скулит и просится гулять, а вы говорите ей: отстань, не до тебя сейчас. Представьте, что ваша кошка смотрит на вас голодными глазами, потому что вы со вчерашнего дня не давали ей корма. Или в лапу вашему любимцу попала заноза, а вы просто забиваете на это досадное происшествие и ждете, что оно само как-нибудь рассосется.

Если действовать так все время, то в какой-то момент вас могут осудить за жестокое обращение с животными

Но не звучит ли это очень знакомо, если речь идет о нас самих? Если я себя не кормлю, не обращаю внимания на свои нужды, не лечу себя и не пускаю в туалет, когда это необходимо, то кто же меня осудит за жестокое обращение с самой собой?

Мы привыкли страдать ради большой цели. Как-то раз я рассказывала своему терапевту о том, как насыщенно прошел мой день, сколько важной работы я успела сделать, так что пообедать смогла уже только ночью! «То есть вы мне хвастаетесь тем, как весь день издевались над собой, отказывая себе в такой базовой необходимости, как еда?» — скептично спросила она. Это заставило меня задуматься о том, как сильно может различаться восприятие чужих нужд и своих и каким привычным и обыденным может ощущаться насилие по отношению к собственному телу.

3. Тело как сад

Общение с растениями помогло мне начать развивать навык, которого у меня никогда не было, — навык внимательного наблюдения за листьями и цветами, за индивидуальными потребностями разных растений, а также превращать эти наблюдения в заботу. Я знаю, что моя мята нуждается в воде больше остальных, что один из спатифиллумов постоянно норовит умереть, знаю, где любит стоять пальма, и все еще ищу подход к диффенбахии.

Ищу — потому что есть множество описаний в интернете, а есть мой конкретный балкон и мои растения, местная вода и местный климат

Мы все знаем, что происходит с растением, если мы пренебрегаем им и даже если говорим о нем плохо, но почему мы верим, что все обстоит иначе, если дело касается собственного тела? Что я могу бесконечно ругать свое нежное тело, потому что это социально приемлемо («Ах, ну какой тортик, вы посмотрите на меня, куда мне?»), и после, когда оно замолкает и перестает посылать мне сигналы, ощущать это предательством?

Если экстраполировать заботу о растениях на тело и его потребности, можно задать себе вопросы:

  • «Как я могу позаботиться о себе, удобрить себя так, чтобы мои цветы и листья полностью распустились?»,

  • «Как я могу смотреть с нежностью, когда пробиваются новые хрупкие листочки?»,

  • «Могу ли я перейти из режима базового поддержания жизни к режиму культивирования и ухода?»

Также растения — это хорошая метафора: подобно им мы укореняемся в земле и из этой укорененности вырастаем наверх к солнцу. Ее можно использовать, чтобы напоминать своему телу, как стоять и сидеть ровно, не прилагая больших мышечных усилий. И если я замечаю, что не успеваю в повседневной суете поливать свой сад, то, скорее всего, я и со своим телом делаю то же самое.

4. Тело как союзник

Представьте, что вас сковали наручниками вместе с очень неприятным и злобным типом, садистом, который постоянно вас оскорбляет, критикует, издевается над вами. Он считает себя гораздо умнее и важнее вас. Он уверен, что во всех его бедах виноваты именно вы. Если бы вы были другим, он был бы гораздо счастливее. Если бы не вы, его бы полюбили таким, какой он есть. Он пытается заставить вас исправиться, подчиниться ему полностью.

Со всеми остальными он только прикидывается душкой, но не составляет труда заметить, как он жесток по отношению к вам. И до самой смерти никто не сможет вас разлучить

Когда мы разделяемся в своем воображении: на свое тело, персонифицированное как отдельная личность (Кларисса Пинкола Эстес называет это body consort — «тело-супруг»), и на себя как на ядро своего «я», это дает нам возможность посмотреть на отношения между этими двумя. Часто это означает увидеть не только способы, которыми мы себя разрушаем и гнобим, но также способы быть со своим телом заодно. Узнавать себя. Делать для себя что-то приятное. Отучаться говорить о себе плохо.

Тело может быть партнером. Тело может быть другом. Все это означает, что у нас с телом должны сложиться отношения. Что ваше тело любит? Что ему нравится есть на завтрак? Что его искренне радует? Что его печалит? Какова его история? Что его волнует?

5. Тело как летопись

«Как тебе живется в твоем теле со всеми его шрамами, растяжками и татуировками?» — спросил меня однажды один друг. Я ответила, что чувствую себя деревом со множеством засечек на коре: это моя история, это следы, которые оставили на мне окружающие и сама жизнь. Это моя живая летопись. Эти растяжки остались после беременности. Эту татуировку я сделала в 16 лет. Этот шрам — от ножа, который случайно соскочил по пальцу, а тут был шрам после операции, спасшей мне жизнь, пока поверх него не появилось еще три новых.

Я замечаю, что некоторые вехи своей истории не хочу припудривать — как будто если я это сделаю, то история исчезнет вместе с ними

Как метко выразилась моя коллега и приятельница Галя Караулова, «я ― наполовину исписанный блокнот, страницы, пухлые от чернил, иногда с помарками, пахнут гелевыми ручками и пролитым кофе, и это уже не идеальный продукт полиграфии, где хрустящие листочки плотно прилегают один к одному. Но в нем кроется целая история, а в новом, еще не распечатанном, — нет».

6. Тело как советник

Иногда (или не иногда) возникающие в определенных условиях телесные симптомы могут предлагать нам информацию о том, что происходит и на что важно обратить внимание. В терапии это называется соматическим резонансом: например, я могу ощущать в своем теле сильное напряжение, которое на самом деле не является моим, но принадлежит человеку, сидящему передо мной.

Однажды я делала массаж девушке, и меня вдруг охватила сильная тревога. Это далеко не типичное для меня состояние, и вскоре я поняла, что так мое тело реагировало на ее тревогу, которая проявилась в процессе столь тесного и обезоруживающего взаимодействия, как массаж. Я начала делать акцент на том, чтобы помочь нашей общей нервной системе успокоиться и почувствовать себя в безопасности. После массажа мы сравнили свои ощущения, и оказалось, что я была права.

Когда мы научаемся слушать, тело становится нашим надежным советником, а телесная интуиция — опорой для решений и действий

Почему у меня начинает болеть живот именно перед этой встречей? Почему после общения с этим человеком я чувствую себя выжатой? К чему мое тело хочет привлечь внимание? Дело не в том, чтобы искать повсюду знаки и притягивать за уши желаемую реальность, но в том, чтобы слышать и видеть то, что, как правило, оказывается яркой неоновой вывеской перед самым нашим носом.

7. Тело как доступ к глубинной правде

Под всеми мыслями и идеями, под «болтовней сознательного ума» лежит чистое, беспримесное ощущение, возникающее за мгновение до того, как мы найдем слова, чтобы его описать. Это то, к чему стремятся многие практики медитации, и то, к чему мы получаем доступ не через насильственную остановку внутреннего диалога, которая вызывает только больше напряжения в и без того напряженном уме и теле, но через погружение глубже и глубже в себя — в древние, бессловесные отделы своего сознания, в поисках истины за пределами слов и понятий.

Телесные ощущения были с нами всегда, с первых моментов самоосознавания, задолго до того, как наш мозг развился достаточно, чтобы комментировать каждое наше движение

Погружаясь в телесные ощущения, мы прикасаемся к памяти тела, для которой не существовало слов. Это может казаться мистикой, но это всего лишь иной вид памяти. Если бы существовала только вербальная память, первые пару лет жизни мы бы проводили в состоянии чистого листа, но это совсем не так.

Внутри нас есть механизм, который запоминает происходящее, и его влияние на нашу жизнь сохраняется все последующие годы.

У вас все хорошо, но вам все равно плохо? Возможно, вы утратили связь со своим телом и не справляетесь с повседневным стрессом и травмами, про которые обычно не пишут в книгах о ПТСР. Накапливаясь в теле, даже незначительные травмы начинают причинять фоновый дискомфорт, который трудно описать словами или решить обычными психологическими методами. В таких случаях нужно идти глубже, обратиться к своему телу и восстановить утраченный контакт. Умение слышать себя помогает вернуть аутентичность и целостность.

Терапевт Александра Гриева называет эту способность понимать сигналы своего и чужого тела «телесным интеллектом» и предлагает метод его развития. В своей книге она подробно рассказывает о связи тела и эмоций, объясняет, почему мы так часто все знаем и при этом ничего не делаем, а также предлагает практики и упражнения, которые приведут внешнее поведение в соответствие с внутренними смыслами.

Александра Гриева «Контакт с телом: Как научиться слышать себя, чтобы жить аутентично»
Реклама. www.chitai-gorod.ru